Ганфайт
Денис Ковалкин, для журнала «Калашников»
Если рассматривать пистолет как образ, то в наши дни он — своеобразный аналог рыцарского меча, символ личной свободы и возможность «надрать задницу» всем плохим парням, причём всё это в одном флаконе. Естественно, редкий герой кинобоевика обходится без пистолета. Череда ярких персонажей тянется к самым истокам жанра, от аристократичного «Галахада» с ТТ до Джона МакКлейна с «береттой», от Грязного Гарри со «смит-вессоном» до Криса с его «кольтом». Интересно, сколько людей по всему миру обязаны своим интересом к оружию этим харизматичным образам? Но если подержать в руках вышеназванное оружие и даже изрешетить из него пару мишеней сегодня не так уж трудно, то испытать подобно кумирам детства свою реакцию и удачу в перестрелке с живым противником гораздо сложнее. Но именно эту возможность предлагает ганфайт.
(продолжение читайте на сайте журнала «Калашников»)
Во-вторых, это требования к игровой площадке — она должна представлять ограниченное пространство с плотной «застройкой»: киллхаусы, укрытия, препятствия. Всё вышеперечисленное сокращает дистанцию огневого контакта до пяти-семи метров и делает ганфайт тем, чем он является: вихрем динамичных перестрелок на коротких дистанциях, где побеждает скорость реакции и умение метко стрелять навскидку… как и в любимых фильмах.
Чаще всего приходится сталкиваться с вопросом — чем ганфайт отличается от страйкбола? Главное отличие — характер игры, на который прямо влияют описанные выше требования. Традиционный страйкбол — это, как не парадоксально звучит, в первую очередь общение. Девяносто процентов игрового времени в нём — это либо перемещение из точки А в точку Б, либо ожидание противника, либо вынужденная пауза после игровой смерти, скрашиваемые, как и на охоте, обсуждениями амуниции, снаряжения, созерцанием окружающей природы наконец.
Даже тесные рамки CQB-полигона не способны сделать страйкбол более активным. Основное оружие там — пневматика с электроприводом, очереди из которой на коротких дистанциях превращают любой бой в позиционную перестрелку, где высунуться из-за укрытия означает немедленно поймать шар.
Но уберём автоматический огонь, позволяющий не целясь заливать коридоры огнём; уберём магазины, вмещающие 100 шаров и более — и характер игры кардинально меняется. На первое место выходит умение быстро реагировать и точно стрелять, а грамотный манёвр и поддержка огнём в большинстве случаев выигрывают у позиционной тактики. Это и есть ганфайт.
Два слова о матчасти
Основное оружие «ганфайтера» — airsoft-пистолет. Его боеприпас — пластиковый шар, калибра 6 мм, вылетающий из ствола под действием сжатого газа или сжатого воздуха в редких электропневматических моделях. Начальная скорость шара порядка 100 м/c. Для дистанций около десяти метров этой скорости вполне достаточно; попадание в цель происходит почти мгновенно, а удар шара, хотя и бывает довольно чувствительным, не способен причинить травм серьёзнее маленького кровоподтека. Разумеется, защита глаз — обязательна. Распространённые баллистические очки с линзами, соответствующими стандартам не ниже EN166(F) (или ANSI Z87.1), справляются с этой задачей без особых проблем.
Большинство современных airsoft-пистолетов представляют собой массогабаритные копии реальных боевых моделей: от вездесущих «глоков» до экзотики, вроде FN Five-seveN. Сходство настолько велико, что любители практической стрельбы частенько приобретают airsoft-аналоги своих «рабочих» стволов для холощения. Совпадают даже порядок неполной разборки и работа автоматики. У значительной части airsoft-пистолетов (так называемые «блоубэк»-модели) под действием сжатого газа затвор после выстрела антуражно откатывается назад и, возвращаясь обратно, подаёт в канал ствола очередной шар. О серьёзной отдаче, конечно, говорить не приходится, даже у моделей с увесистым металлическим затвором она на уровне малокалиберного пистолета. Но «воевать» с подобным пистолетом в руках, разумеется, приятнее.
Благодаря невысокой (около одного джоуля) начальной энергии шара ганфайт не требователен к защите игрока. Помимо обязательных очков желательна лишь защита лица в виде маски или хорошей банданы и перчатки с накладками, закрывающими суставы пальцев. По мере накопления игроком опыта, большинство попаданий начинает приходиться именно на кисти рук, потому что ничего больше он из-за укрытия старается не показывать. Ганфайт — хороший практикум в использовании укрытий.
Ганфайт изнутри
Если попытаться описать свои ощущения от ганфайта максимально коротко, на ум приходят два слова: скорость и адреналин. Правда, термин «скорость» для «ганфайтера» наполнен совсем другим смыслом, нежели для поклонника «Форсажа». В этой игре выходы «один на один» бывают чаще, чем в хоккее, и исход поединка решают десятые доли секунды… а также, конечно, умение сделать вовремя один точный выстрел. Разумеется, это влияет на восприятие.
Нет, время при этом не замедляется, как в «Матрице», с противниками, застывшими словно в патоке, просто в какой-то момент ты можешь удивиться, что белая точка шара, покидающего ствол на скорости сто метров в секунду, не особенно торопится к мишени. Это сознание, подстёгнутое адреналиновым коктейлем, стремится успеть за происходящим; но безнадёжно проигрывает в этой гонке рефлексам, вскидывающим твой пистолет и нажимающим на спуск.
А адреналина в ганфайте хватает с лихвой. Пожалуй, даже парашютный спорт не сравнится с ним по уровню этого гормона в крови. Всё дело в том, что схватки здесь следуют одна за одной, а перерывы коротки — лишь пополнить боезапас и протереть запотевшие очки. Так что в этом спорте как никогда важно умение держать себя в руках, иначе уже через час подобных развлечений пистолет в ладони начинает ощутимо дрожать, а мозг отказывается думать рационально, целиком сдаваясь на волю инстинктов… что чревато обидными тактическими провалами.
Быть может, поэтому адреналиновые наркоманы среди «ганфайтеров» практически не встречаются — кому нравится регулярно проигрывать? А все остальные рано или поздно привыкают к эффектам гормональной бури; приучаясь обуздывать стресс. Когда любая ошибка заканчивается чувствительным попаданием, такой итог закономерен.
Настоящее и немного о будущем
Стоит отметить, что даже среди страйкболистов ганфайт привлекает далеко не каждого. Кто-то не выдерживает психологических нагрузок (а уровень стресса здесь полностью соответствует понятию «экстремальный спорт»), кто-то разочаровывается в своих способностях, испытав серию поражений подряд. Тем не менее, число «ганфайтеров» постепенно растёт, особенно сейчас, с появлением специализированных тактических площадок для CQB-боев, таких как в московском «Геймере», где и были сделаны иллюстрации к этой статье, или на «звёздной» «Айрсофтбазе».
Вероятно, у ганфайта есть шанс перерасти уровень экзотического экстремального хобби, превратившись со временем в полноценный спорт. Если подумать, у него для этого есть всё необходимое. Во-первых, зрелищность. Ведь по сути ганфайт — это почти настоящая перестрелка: игроки, смахивающие на типичных героев боевика, динамичность хорошего блокбастера, пистолеты на любой вкус — в общем, всё то, что мы привыкли видеть в кино, но только без сценария и спецэффектов. Хотя этого добавить никогда не поздно.
Во-вторых, азарт. Ганфайт — как и большинство видов спорта, основанных на поединке, чрезвычайно азартен; азарт пополам с адреналином перехлёстывает здесь через край, накрывая не только спортсменов, но и зрителей.
В-третьих, самые популярные виды спорта сегодня — командные. Хоккей, футбол, баскетбол… До сих пор любой стрелковый спорт был, де-факто, соревнованием одиночек, пусть даже речь шла о командном зачёте. Ганфайт ломает эту традицию — именно в командной игре ещё один секрет его привлекательности; и для игроков, и для потенциальных зрителей.
В-четвертых — это спорт про пистолеты. А уж эта тема способна зацепить большинство мужчин в возрасте от пяти до пятидесяти и немалый процент женщин. Стоит отметить и ещё один нюанс: ганфайт обходится не слишком дорого, а значит, имеет шансы стать по-настоящему массовым видом спорта. Но здесь, как и вообще в стрельбе, итоговая точка попадания зависит, в немалой степени, от случая. Станет ли ганфайт «выстрелом в десятку», или останется среди безликих «семерок-восьмерок», которыми не принято гордиться — покажет время.
—>