Социальная и еще социальнее
Денис Ковалкин, «Вебпланета» 21.03.2011
Социальные сети – самая популярная сегодня интернет-технология. Популярная настолько, что даже Голливуд, забыв на миг про кассовых кровососов и прочих любителей свежатинки, выпускает на экраны историю создания Facebook. Голливудские продюсеры по роду профессии хорошо чувствуют момент: сегодня социальные сети — на пике популярности, но вот что ждёт их завтра? Сохранятся ли они в нынешнем виде, изменятся согласно требованиям времени, или вовсе исчезнут со сцены, уступив место новым интернет-«звездам»?
Разумеется, меня больше интересует судьба глобальных социальных сетей вроде Facebook, MySpace, ВКонтакте. Ведь судьбу какой-нибудь сетки любителей кактусов предсказать гораздо проще – с хорошей долей вероятности она будет существовать, пока существуют на свете люди и кактусы. Более того, она прекрасно себя чувствовала еще в те времена, когда основным средством коммуникации был телефон, а Марка Цукерберга не было даже в проекте.
Мумия голого короля
Современные глобальные социальные сети напоминают египетские пирамиды. Такие же масштабные, привлекающие толпы посетителей … и такие же бесполезные, как эти гробницы. Идея, лежавшая в их основе (я, конечно, не о пирамидах) – связать нас с нашими старыми знакомыми, одноклассниками и т.д. – с самого начала имела сомнительные перспективы. С одной стороны, эти социальные связи обеспечивали вал новых пользователей эпидемических масштабов. С другой, оказавшись внутри сети, пользователь быстро начинал скучать. Ведь с теми, с кем было о чем поговорить, люди неплохо общались и без социалок; для всех остальных хватало встречи выпускников раз в году.
Итогом стала любопытнейшая ситуация – число пользователей крупнейших соцсетей продолжало расти ударными темпами, но пользователи со стажем в определенный момент стали появляться на их сайтах всё реже и реже, неуклонно теряя интерес.
Однако разработчики сумели парировать назревающую угрозу стагнации. В полном соответствии с принципами Веб-2.0 они превратили самих пользователей в постоянный генератор контента. Статусы и фотографии, видео и музыка, перепост материалов извне – любая активность идет в дело, наполняя ленты новостей и превращая крупные социальные сети во вполне сносный таймкиллер. А открытие их для приложений сторонних разработчиков породило настоящий бум казуальных игр, о котором не писал только ленивый.
Вот только всё это — лишь попытка отсрочить ответ на главный вопрос: зачем вся эта масса людей сконцентрирована на одном сервисе. Ведь если сравнить, лента новостей социальной сети уступает по интересности френдленте ЖЖ (и профи-блоггеры играют в этом не последнюю роль), фотографии удобнее хранить на фотохостинге, а что касается игр – здесь у социалок полно конкурентов, как в плане игр казуальных, так и в плане настоящих MMO-игр. В общем, единственное, что у глобальной соцсети получается лучше других, это информировать нас о каждом шаге наших знакомых, неосторожно добавленных в список «друзей». При этом без 90% этой информации мы бы прекрасно обошлись.
Пока что глобальные социальные сети более-менее удачно избегают оттока пользователей, но смогут ли они и дальше противостоять своему «родовому проклятию», оставаясь на гребне популярности? Какую стратегию развития они для этого выберут?
Портализация
Самый простой сценарий выживания для глобальных социальных сетей – превращение в портал. Идея эта не то, чтобы новая, но вполне действенная. Скажем, нынешние киты поиска обросли ракушками дополнительных сервисов по самые гланды, зато бодры, сильны, и с оптимизмом смотрят в будущее. Чем-то, кстати, специфика поисковиков и социальных систем похожа – и там и там базовая функция позволяет привлечь массу посетителей, но ненадолго. И весь вопрос в том, как заставить их остаться.
События прошлого года свидетельствуют, что социальные сети не возражают против такого сценария. Весной сеть «ВКонтакте» запустила для своих клиентов почтовый сервис, немного опередив Facebook. Обе социальные сети впустили к себе поисковики: в одном случае Bing, в другом — «Яндекс». И одновременно открыли геосервисы — Places и «Места».
И это лишь сервисы, так сказать, «спущенные сверху». А ведь стоит учитывать и приложения сторонних разработчиков, отличную возможность для дальнейшего расширения функциональности.
Если крупные социальные сети продолжат движение в этом направлении, то лет через пять от типичного крупного интернет-портала их будет отличать лишь социальный функционал, к месту и не совсем интегрированный в каждый внутренний сервис.
Геоинформатизация
Интерактивная карта – это мощный инструмент, при условии, что у вас есть, что на ней показать. У социальных сетей – есть. И это не столько гео-маркеры ваших друзей в реальном времени, сколько отмеченные ими места: магазины, клубы, кафе и прочая. Не так, как это делает сейчас «Яндекс» в духе «желтых страниц» — название, телефон, время работы, а описание, сделанное людьми и для людей, точнее, знакомыми для знакомых. Это как выход в новое измерение: вместо электронной карты – живой, меняющийся мир. И у социальных сетей вполне хватает людей, чтобы этот мир заселить.
Тут интересна не возможность интеграции гео-приложения в социальную сеть, а тотальная интеграция социальной начинки в геосервис. Карта дает такой уровень наглядности, который и не снился современному Вебу, несмотря на «2.0»-приставку всё еще зажатому в одно единственное измерение текста-в-столбик.
Кроме того, гео-тренд социальных сетей в перспективе пересекается с другой модной сейчас тенденцией – локально-ориентированными службами (LBS). Открытые для разработчиков API позволяют создать любое нужное приложение – от генератора скидочных купонов до гео-игры на свежем воздухе, а новый гео-функционал – привязать всё это к местоположению пользователей.
Но интерактивная карта – лишь первый шаг, картографическая проекция реального мира на плоскость экрана. В отдаленной перспективе — куда более интересная технология, дополненная реальность – Augmented Reality. Кредо современного портала – пользователь должен жить в Сети, не покидая нас. AR может позволить пользователям жить в реальном мире, не покидая социальной сети.
Платформизация?
Крис Андерсон, главный редактор Wired, вообще считает, что глобальная социальная сеть – оксюморон. Сообщество, в котором действительно работают социальные связи, формируется вокруг конкретной темы, будь то марка автомобиля, обучение за рубежом или упомянутые выше кактусы. И люди тяготеют именно к этим небольшим сообществам, а не к глобальным монстрам, пользователи которых кое-как сшиты воедино нитями давних знакомств, вроде чудища Франкенштейна.
Справедливости ради стоит сказать, так считает не только мистер Андерсон. Главный редактор «Вебпланеты» Алексей Андреев выразил ту же самую идею раньше и грубее. А сейчас и на Западе большинство прогнозов о будущем социальных сетей сходится в том, что им суждено в массе своей стать маленькими и специализированными. Как это отразится на лидерах отрасли: Facebook, MySpace и т.д.?
Большинство из них уже открыло свой API сторонним разработчикам. Казалось бы, естественен следующий шаг – позволить всем желающим создавать на его основе собственные социальные сети без ограничений. Но, хотя специализированные сервисы для создания социалок, вроде www.ning.com, успешно функционируют, ведущие игроки вроде Facebook, MySpace или “ВКонтакте” пока не спешат становиться сервисами-платформами для разработки пользовательских социальных сетей.
Сложности здесь очевидны. Каждая вновь создаваемая социальная сеть неизбежно оттягивает пользователей у крупных игроков. Можно придумать схему взаимодействия, определив, чем «дочерняя» соцсеть будет расплачиваться за это с родительской платформой: деньги за аренду, трансляция рекламы … Но не возникнет ли ситуация, когда отток пользователей в дочерние сети приведет к потере единственного преимущества крупной социальной сети – глобальности? Не посыпется ли после этого сеть-«прародительница», как карточный домик, из которого вынули карту?
С другой стороны – на фундаменте одного рухнувшего гиганта энтузиасты запустят тысячи социалок по индивидуальному проекту, и еще неизвестно, что для владельцев сервиса будет выгоднее: один старательно гальванизируемый монстр, или это многообразие, кстати, предоставляющее гораздо больше возможностей в плане пресловутого таргеттинга.
Революция!
Все три, рассмотренные выше, сценария выглядят вполне реально. Они могут реализовываться по отдельности, или в суперпозиции – неважно. Интереснее то, что ни один из этих возможных сценариев пока не предполагает ответа на главный вопрос – для чего вся эта толпа людей была собрана вместе на одном сервисе? Нет, ответ с точки зрения бизнеса понятен: больше пользователей – больше хитов, больше личных данных, которые можно кому-нибудь продать. Вот только социальная сеть такого масштаба уже выпадает за пределы бизнес-логики, становясь явлением социального масштаба.
Доказательства? Цепь революций и беспорядков по Ближнем Востоке, в которой Twitter и Facebook сыграли одну из ведущих ролей. Глобальная социальная сеть – мощный инструмент для воздействия на социум; и если у ее владельцев не хватает смелости осознать и использовать этот факт, найдется много других желающих затеять глобальный флэш-моб, воспользовавшись любезно предоставленным сервисом.
Но нынешние интернет-революционеры – это своеобразные мошенники нового века, вроде строителей финансовых «пирамид». Методы схожи, одни обещают обогащение без проблем за разумную сумму в рублях (или в валюте), другие – счастье и справедливость всего лишь за неделю-другую бузы на улице. Это нормально, любые новые сферы деятельности, обещающие хорошую прибыль, в первую очередь оккупируют прохвосты и жулики. Но рано или поздно им на смену приходят игроки с более серьезными, чем хапнуть-и-скрыться, проектами.
Как бы это могло выглядеть применительно к социальным сетям? Интересный вопрос, на который пока нет ответа. Существует целый ряд реальных социальных запросов, которые современные государства решают на уровне между «плохо» до «никуда не годится» – от личной безопасности до социальной защиты. Именно в решении этих проблем социальные сети могут найти своё настоящее предназначение. А уж будут ли это сетевые «государства 2.0», предлагающие свои услуги на коммерческой основе, или система нео-кланов и сетевых сект, или просто новые «пирамиды обещаний» – мы еще увидим.