Трёп 2.0

Автор: Денис Ковалкин

(опубликовано на Digimedia.Ru)

Если мы решим нарисовать карту загадочной державы Web 2.0, то, наверное, добрую половину ее территории займет Блогосферный автономный округ, со столицами Li.Ru и LiveJournal.Com. Вы можете полагать «Веб-Два-Ноль» загадочным заклинанием шаманов от IT, а на самом деле, скорее всего, вы давно уже живете в этой стране, отдыхая, развлекаясь, а иногда даже работая. Вы уже почувствовали свою гражданскую ответственность?

 «Блог»  — слово, происходящее от словосочетания «web log», которое, в свою очередь, можно перевести как «сетевой дневник, сетевой журнал». Редкий случай, когда название предельно точно определяет суть явления; и мы, люди, были бы просто не мы, если б не сократили всё до короткой, непонятной пустышки «блога».

Понять основную идею блога можно, сравнив его с непосредственным предшественником – форумом. Если обтрясти с типичного блога все его «шишки»-примочки, мы увидим, казалось бы, обычный форум. Характерная форма, с возможностью ветвления дерева комментариев, применяется, например на forums.games.1c.ru уж и не вспомню сколько лет. Единственное отличие, несущественное на первый взгляд: в форумах предпочитают сортировать темы по времени последнего ответа, ссылая «мёртвые» дискуссии в форумный подвал; в блогах же темы рассортированы по времени, как и положено дневнику. Казалось бы мелочь, правда? Однако эта мелочь задает саму суть, подход к использованию: форум больше пригоден для общения группы людей, а блог – для публикации ленты новостей человека, проекта, сообщества. 

Теперь позволим владельцу блога собрать и повесить обратно «шишки» из предыдущего абзаца, набросать поверх серпантин личных настроек, и мы получим вторую отличительную особенность типичного блога – индивидуальность. Пользователь сам определяет, кто сможет просматривать его записи, кто – комментировать, кому вход закрыт, ну и конечно же выбирает внешнее оформление, отображение комментариев и десятки других параметров. Я раньше недоумевал, окидывая взглядом эти бесконечные страницы настроек, и только сейчас начинаю понимать их назначение. Хозяева блогосервисов как бы говорят пользователю: «Смотри! Это – ТВОЕ пространство, и ТЫ волен творить в нем всё, что захочешь». Насколько правдивы эти слова – тема для отдельной статьи, но само это самоопределение – основа идеологии Web 2.0, а заодно и второе ключевое отличие блога от типичного форума.

Блог заточен под одного единственного человека – его автора. Сообщества в блогах – звери на три порядка более редкие. Прямое следствие этого – блогов должно быть много. Настолько много, что количество запросто переходит в качество, и возникает блогосфера, сообщество блогов. Хотя под ней обычно понимают вообще все одноязычные блоги, вместе взятые, логичнее делить блогосферу по месту хостинга блога. Можно вообразить себе этакую связку воздушных шариков: шарик LiveJournal, шарик LiveInternet, шарик Блогов@Mail.ru и другие вместе болтаются под потолком комнаты Рунета, то сталкиваясь, то отплывая друг от друга; а внутри них кипит богатая и интересная броуновская жизнь. В каждом шарике — свои новости, свои знаменитости, свои популярные авторы и свои «френды», лента которых – третье ключевое отличие блога от прочих средств сетевого общения. Возможность собрать в одном месте все новости – нет, не про политику или бизнес, не про спорт или светскую жизнь, но про людей, которые вам по настоящему интересны – дорогого стоит.

Кто первый?

По одной из версий, самый первый блог создал Тим Бернерс-Ли в 1992 году, разместив на своем сайте ленту новостей. Впрочем, что только не приписывают отцу-основателю Сети!

По другой – это был Дэйв Вайнер, на целых пять лет позже, в 1997 году создавший первый веб-лог на сайте Scripting News (http://www.scripting.com/). Желающие могут заглянуть по ссылке – посмотреть на хитрую улыбку отца-основателя, и прочитать обрамляющий ее мемориальный текст. Из него вы узнаете, что попутно Дэйв породил подкастинг, системы управления контентом и RSS; в общем, гора, не человек.

Иногда, впрочем, упоминают Джастина Холла, начавшего вести  сетевой дневник в бытность свою студентом колледжа Swarthmore, в 1994 году. А блог Вайнера, мол, стал первым блогом, приобретшим широкую известность у пользователей Интернета.

В 1999 году компании Pyra Labs открыла первый бесплатный сервис для блоггеров с удивительно оригинальным названием Blogger.Com. Параллельно ей Pitas (www.pitas.com) создала аналогичную службу. Чуть позже свои услуги посетителям предложил знаменитый Живой Журнал, он же ЖЖ, он же LiveJournal.Com.

Временем расцвета блогов на Западе можно считать 2003 год: Оксфордский словарь пополняется статьями «weblog» и «weblogging», блогами начинают интересоваться политики, масс-медиа и бизнес. В России расцвет приходится на 2006 год: Mail.Ru открывает блогосервис в дополнение к своей почте, русский сегмент ЖЖ зашкаливает за миллион, а отечественные интернет-маркетологи рисуют радужные бизнес-планы с блоггерами в главных ролях.

Сейчас краски на бизнес-планах существенно поблекли, но на росте блог-аудиторий это никак не сказалось. Как не сказалось появление «Одноклассников», «В контакте» и других модных социальных сервисов. Предыдущее исследование показало, что одноклассники-то на них есть, а вот общения – нету.

Чукча – читатель?

Забавный факт – большинство пользователей блогосервисов приходят туда вовсе не для того, чтобы вести свои дневники. Им гораздо интереснее читать чужие. Соотношение активных блогов к «мертвым»  разнится от сервиса к сервису: если у ЖЖ оно составляет, по некоторым данным, 40 к 60, то у Li.Ru – 20 к 80.

Если разобраться, ничего удивительного в этом факте нет. Во-первых, конечно, лень-матушка влияние оказывает – что-то писать, что-то вообще делать: это же так непросто! «И вообще, я, вроде, сюда отдыхать пришел», — думает обычный посетитель.

А во-вторых: многие здраво оценивают свои таланты, и не хотят создавать еще один никому не интересный блог. Может быть, и не сразу приходит такое понимание, но после десятка записей, оставшихся без единого комментария, писать в блог продолжают лишь те, кому это в самом деле нужно. А много вы знаете людей, любящих вести дневник для себя?

Впрочем, читать чужие блоги не менее, а может даже более интересно. «Лента друзей», непременный атрибут любого блогосервиса, позволяет свести воедино записи из журналов своих друзей и знакомых, добавить к этому новости интересных сообществ, разбавить получившееся блюдо лентой политических новостей, и подать готовым на свой рабочий стол. Помню, лет десять назад фантасты писали о персональной подборке новостей, которая в будущем будет генерироваться для каждого из нас в таинственных недрах Сети. Ну так вот, будущее, можно считать, уже наступило. Правда, подбирать источники для личной новостной ленты придётся самому – но так в этом вся прелесть, как говаривала Алиса из советских мультфильмов. Ну где еще вы сможете смешать по своему вкусу известия мировой важности, и новости от близких вам людей?

«Вторая жизнь»

Если, конечно, ваши близкие люди уже включились в блогосферу. Всё же это не «Одноклассники», гордящиеся 18 миллионами пользователей. По данным за ноябрь 2007 года, общее количество русскоязычных блогов едва перевалило за 3 миллиона. В общем, в социальных сетях знакомые есть, а общения нету, а в блогосфере – всё с точностью до наоборот. Ну нет в жизни счастья!

Даже если ваши друзья-по-жизни завели себе блоги – помните соотношение пишущих к не пишущим? То-то же. Мне, можно сказать, повезло – в ЖЖ есть журналы всех самых близких моих друзей. Вы думаете, они туда пишут? Впрочем – я замечательно общаюсь с ними и без помощи блога.

Блогосфера не подходит для того, чтобы наладить контакт со своими старыми приятелями; зато она отлично помогает в деле поиска приятелей новых. Фактически, со временем формируется второй круг знакомств – люди, которых ты никогда не видел воочию, но с которыми тебе легко общаться, спорить, обмениваться собственным креативом и найденными в Сети шутками. Своего рода, «вторая жизнь», которая рано или поздно сведет вас нос к носу на перроне, или в аэропорту, и в вашей «первой» жизни станет на несколько друзей больше.

Место для шага вперед

Подвид «человека-с-дневником» — «человек-с-дневником-творческий». Формат блога идеален для хранения результатов своего творчества: от стихов и прозы до рисунков и музыки. Удобно! Чтобы показать кому-нибудь свое кровное, достаточно просто кинуть ссылку. А уж возможность комментирования … Покажите мне хоть одного творца, которому безразлично мнение окружающих. Даже если отыщите, это будет то самое исключение, которое подтвердит общее правило.

Но больше всего блог подходит для тех, кто пишет. Несмотря на обилие новых технических возможностей – фотоальбомы, аудио- и видеоподкасты, загрузка роликов с мобильного напрямую – блогосфера всё еще представляет из себя Текст. Или Гипертекст, если угодно. Вам повезло оказаться здесь в роли начинающего писателя? Смело выкладывайте свои рассказы, эпизоды более крупных произведений, общайтесь с читателями и выясняйте, чего они от вас ждут. По крайней мере, если кому-то покажется, что вы – бездарь, вам скажут это сразу. А если вы действительно бездарь – вам не постесняются это повторить столько раз, сколько потребуется.

Но вообще, в ритм блога идеально укладывается цепочка небольших заметок, размером не больше одного экрана. Немного — об окружающей действительности, немного собственных мыслей, немного фантазии, чуть-чуть лёгкой иронии; и вот уже количество читателей вашего блога растёт в геометрической прогрессии. Вряд ли будет смысл издавать это на бумаге – с другой стороны, а сколько той бумаге осталось? Лет пять? Семь? Я уже года четыре читаю, в основном, с экрана КПК, сетуя лишь, что справочники и учебники пока выпускают только в бумажном виде. С распространением «электронной бумаги» («электронных чернил», если быть точным) процесс отказа от бумаги обычной пойдёт ускоренными темпами; и очень может быть, через пару лет «бумажные» писатели будут вынуждены приспосабливаться к сетевым реалиям. А вам это будет не нужно – вы там уже и так прочно обосновались. 

Осталось лишь договориться с гонорарах. С кем? Ну, например, с рекламщиками. Еще год назад они считали блоги самым перспективным рекламным носителем, радовались как дети и обещали невиданный CTR. Но довольно скоро поняли, что стандартные ходы здесь не срабатывают; откровенную «джинсу» в блог не втиснешь под угрозой потери читателя, и призадумались. Думаю, рано или поздно до самых умных дойдет, что каждый крупный блог – изделие штучное, с индивидуальной аудиторией, требующей адекватного подхода; и блоггеры станут получать за свой талант заслуженные деньги. 

Или с читателями. Интернет-аудитория постепенно взрослеет; вот уже и мысль о том, что за электронные книги можно платить, а не скачивать их из бесплатных электронных библиотек, не вызывает бури негодования на три экрана. Может быть, так скоро и до того дойдем, чтобы за доступ к любимому блогу отчислять его автору некую копеечку. Или еще каким-нибудь способом ему платить – за труд, за талант, за удовольствие.

Два слова о перспективах

Блоги стремительно меняются, обрастая возможностями, сервисами, становясь все больше похожими на развлекательные порталы. Фото, видео, аудиозаписи, тесты, конкурсы – один вектор развития понятен; новые возможности – это новые пользователи блогосервиса. А борьба за новых пользователей сейчас развернулась активная – два самых крупных блогосервиса Рунета: LiveJournal.Com и Li.Ru, отчаянно пихаются локтями, пытаясь занять лидирующую позицию. Да и остальные, которым не посчастливилось оказаться в первом ряду, не дремлют и стараются от лидеров не отставать. Как результат этой конкуренции – стремительное развитие блогосервисов, как в плане технических возможностей, так и в плане инноваций.

Второй вектор проявляется не так отчетливо – своеобразным пунктиром. Периодически кто нибудь из аналитиков задумчиво возглашает, дескать, развлечения – это хорошо, но стоит подумать и о вещах серьезных; например, о блогах, в которые можно было бы не только трепаться, но и, например, разрабатывать летний заплыв на байдарках. Или – вместе писать книгу. Или … да мало ли что еще? Блоги, как пространство делового общения – идея настолько привлекательная, что пройти мимо нее невозможно. Другое дело – не совсем ясно пока, и как к ней подступиться. Дело за пионером, который бы взялся за разработку этой темы. С учетом стремительного развития блогоотрасли, думаю, нам не придётся ждать его долго.

Действующие лица

«LiveJournal.Com»
Старейший и крупнейший блогосервис в Рунете, обросший историей, интересными авторами и любопытными сообществами. В силу оной истории несколько консервативен, хотя в последний год, после покупки сервиса СУПом, темпы развития зримо возросли. Характерная особенность – большинство «вкусных» возможностей доступны лишь пользователям платных аккаунтов, и аккаунтов, показывающих рекламу. В частности, это относится к возможности загрузки фотографий.

«LiveInternet.Ru»
Претендент на первое место среди блогосервисов русского сегмента Сети, главный конкурент «Живого Журнала». По заявлениям руководителей сервиса, давно уже догнал и перегнал «ЖЖ»; впрочем, надежного способа проверить это утверждение пока нет. Опять же, смущает значительное большее число «мертвых» дневников, чем у соперника. В плюсы сервиса стоит записать мощный поиск блогов с учетом географии, возраста, пола и даже количества читателей; а также крайне интересную и функциональную страницу «Дневники», куда стекаются новости и новинки со всех концов сервиса.

«Блоги@Mail.Ru»
Третье место нашего хит-парада. Каких либо заметных особенностей, интересных изюминок у этого блогосервиса нет, но за счет сцепки с весьма популярной почтовой службой пользователи у блогосервиса есть, и в солидном количестве. В конце концов, это просто удобно: зашел на почту, проверил ящик, переключился на блог …