Взрослые игры
Денис Ковалкин, журнал DISCOVERY-RUSSIA 08. 2013 (ссылка)
Ряды армейских палаток среди сосен, упирающихся в низкое небо, готовое вот-вот разродиться проливным дождем. Увешанные до зубов оружием и снаряжением бойцы торопливо выстраиваются в колонну. Джипы один за другим с ревом проносятся по дороге, обдавая обочины ливнем брызг и клубами голубоватого выхлопа. Будь это голливудский боевик, самое время появиться вступительным титрам внизу, вот только к кино происходящее не имеет никакого отношения. Знакомьтесь: Швеция, наши дни, «Бергет» — очередная, 11-я по счету военно-тактическая игра крупнейшей международной серии игр на «мягкой» пневматике (airsoft).
«Бергет», который начинался десять лет назад как небольшая игра «для своих», сегодня собирает почти две тысячи человек. Немногие игры в Европе могут похвастаться таким масштабом, и ни одна — тем, что ради нее люди готовы ехать за тридевять земель. От Стокгольма до полигона этого года — еще четыре с лишним сотни километров.
Ключевое отличие airsoft-игр от, например, пейнтбола — в оружии. Используемые в играх автоматы, пистолеты, пулеметы максимально точно воспроизводят настоящее оружие по виду и весу. «Боеприпас» — шестимиллиметровый пластиковый шарик. Разумеется, он не оставляет следов при попадании, поэтому соблюдение правил — целиком на совести каждого игрока. В России вместо термина airsoft традиционно используется более удобный для произношения и звучный — «страйкбол».
Если отвлечься на секунду от брутальной военной романтики, первое, что на «Бергете» бросается в глаза, — удивительное разнообразие национальных флагов, развевающихся над лагерем. Большинство, конечно, в цветах «старой» и «новой» Европы, но встречаются стяги и куда более отдаленных держав: Соединенных Штатов, Израиля, Японии. В прошлом году рядом с российской командой расположились палатки австралийцев и новозеландцев, а израильтяне воевали плечом к плечу с филиппинцами. Де-факто «Бергет» давно стал своеобразным «чемпионатом мира» для любителей страйкбола, ведь эта игра открыта для всех желающих, у кого хватит пороху добраться до полигона, затерявшегося в тайге северной Швеции.
В чем секрет привлекательности «Бергета»? Что заставляет из года в год игроков со всего земного шара ехать сюда, сгибаясь под неподъемными рюкзаками, через многочисленные границы и таможни — с кейсами, полными «игрушек», чей вид вгоняет неподготовленного пограничника в ступор?
Причин на самом деле несколько, но всех их объединяет одно слово — масштаб, который чувствуется почти во всем. Прежде всего в продолжительности игры: без малого трое суток, 60 часов боев и маршей, засад и рейдов — это целая маленькая жизнь. Короткая, но настолько яркая, что забываешь о своем привычном «я», которое встает по будильнику и боится вымокнуть по дороге от метро домой. Во время таких вот вылазок многое узнаешь о другой стороне своей натуры — той, что готова променять отдых в покое на рубчатую рукоять винтовки в ладони.
Размер полигонов «Бергета» — два десятка квадратных километров живописной шведской тайги. Здесь разведгруппа, сделав шаг с обочины, исчезает в чаще, как подводная лодка на глубине. Правда, подводники не могут похвастаться такими удивительными пейзажами вокруг: крутые тенистые овраги с сумрачными елями и прозрачно-серебристыми ручьями, журчащими по дну, пронзительно-зеленые низины в невесомых облаках хвоща, светлые сосновые боры, земля в которых полностью скрыта под шапками мягкого мха. Эти красоты заставляют на время забыть обо всем, даже о ногах, сбитых в кровь.
Кто те люди, что едут на «Бергет»? Менеджеры и инструкторы по боевым искусствам, директора и сисадмины, пилоты и полицейские. Кто-то из них воевал, кто-то никогда в жизни не давал присягу, кто-то продолжает успешно служить и по сей день. Единственное, пожалуй, что объединяет этих непохожих друг на друга людей, — любовь к страйкболу, без скидок на погоду и прочие трудности. И это отражается в той атмосфере, что царит на «Бергете». Если люди приезжают сюда, чтобы играть, а не расслабляться на лоне природы, будьте уверены, они будут играть, даже если разверзнутся все хляби небесные. А те иногда разверзаются — добро пожаловать в северную Швецию!
Еще одно важное отличие страйкбола от других подобных игр — в экипировке. Хорошим тоном считается точное следование внешнему виду подразделения, выбранного за образец. Кое-кто подходит к реконструкции всерьез, не только до мельчайших деталей моделируя снаряжение, но и с головой погружаясь в историю, тактику, быт; кого-то, напротив, больше интересуют игры и тренировки. Так или иначе, в фотогеничности страйкболу отказать сложно — часто игроки выглядят гораздо более «военными», чем настоящие солдаты.
Но главная причина популярности «Бергета» — в самой игре, что разворачивается на этом полигоне. Конечно, процесс «охоты» интересен сам по себе, но создатели игры привносят в него то главное, без чего игра так и осталась бы маневрами на свежем воздухе, — реалистичный, интересный сюжет. Выдумка от начала и до конца, он кажется не менее актуальным, чем заголовки недавних газет. Именно сюжет превращает «Бергет» в масштабное батальное полотно, написанное мазками крупных битв и локальных операций, которое рисуют сами игроки — треками на навигаторах, протекторами на пыльных проселках, стрелками направлений ударов на штабных картах.
Впрочем, тем, кто играет, нет дела до высокого искусства. Им гораздо важнее другое: то, что все это вместе — полигон, игроки, сюжет — создает одно из самых интересных военных приключений, которое можно испытать на своей шкуре. По крайней мере, при условии, что она останется в относительной целости.