Перспективы профессии
Автор: Денис Ковалкин
Написано для: Digimedia.Ru
Прогресс – как флюгер, постоянно меняет свое направление. Начало двадцатого века прошло под знаком авиации – за каких-то пятьдесят лет самолёт проделал путь от этажерки из реек и ткани до реактивного истребителя. Проделал – и уступил желтую майку лидера ракетным технологиям и атому. Когда между стартами в Пенемюнде и выходом человека в космос проходит меньше двадцати лет, легко поверить, что еще лет через двадцать до звезд будет подать рукой. Однако у будущего на нас свои планы, и до звезд сегодня столь же далеко, как сорок лет назад. Электроника приняла пальму первенства, и пока не собирается выпускать ее из рук, радуя нас ростом числа гигагерц и гигабайт на квадратный метр рабочего стола, но какого-то коренного прорыва – вроде искусственного интеллекта, виртуальной реальности или более-менее толкового андроида – в ближайшее время не ожидается. Вполне возможно, все это останется там, где ранее уже обосновались фотонные звездолеты и братья по разуму – на страницах фантастических книг. Зато побочное следствие прогресса микроэлектроники – Сеть – меняет наш мир уже сейчас. Меняет, и меняется вместе с ним.
Прогресс отменил множество профессий. Кто сейчас вспомнит, чем занимались, например, шорники? Автомобилям не нужна упряжь, и шорники вымерли как класс, а из каретных мастерских выжили лишь те, кто вовремя сообразил ставить на свои кабриолеты двигатель внутреннего сгорания. Или вот еще пример – в начале прошлого столетия одежду предпочитали шить на заказ у портных, а магазины готового платья были редкостью. Сегодня, с развитием массового производства, мы и думать забыли про ателье, тем более, что в них не бывает скидок. Похожая участь ожидает и отрасль производства сайтов. Время кустарей-одиночек и маленьких интернет-ателье неизбежно проходит, открывая дорогу массовому производству и готовым решениям. Как это скажется на основных веб-профессиях? Любопытный вопрос, учитывая, что многие из читающих эти строки связаны с Сетью напрямую.
Веб-программисты
Не так давно мы считали, что веб-проект без веб-программиста невозможен. Дизайн … что ж, веб-проект может существовать и без красивого дизайна; и многие контент-проекты не стесняются это демонстрировать. Верстка? Язык HTML прост, и даже дополнение в виде таблиц стилей не слишком его усложнило. Но представить себе веб-разработку без веб-программирования?
Оказывается, все достаточно просто. Сперва создаем в системе управления контентом библиотеку стандартных веб-сервисов: лент новостей, форумов, опросов и голосований, блогов и пр. А потом добавляем к ней графический интерфейс, скажем, на столь популярном ныне AJAX. Готово. Теперь, чтобы добавить на страничку блок новостей, пользователю вовсе не обязательно знать свойства и методы класса новостей, иметь понятие об объектном программировании, программировать на PHP. Перетащил в редакторе нужный блок, связал его с формой для редактирования новостей – готово! Разумеется, ничего кардинально нового таким образом не создашь – с другой стороны, 95 % пользователей вполне устраивают стандартные решения.
И приведенный выше пример давно уже не является фантастикой. Возможности современных систем управления контентом растут, интерфейс приводится к стандарту WYSIWYG, а цена на коммерческие решения падает. Еще год, от силы два — и программист-одиночка окажется попросту не востребован. Конечно, как альтернатива коммерческим системам всегда будут существовать бесплатные открытые CMS – но «бесплатность» последних в глазах заказчика окажется весьма сомнительной, если «в нагрузку» к ней пойдет оплата труда программиста. При таком развитии событий для веб-программистов останутся две возможные ниши – разработка сложных и необычных веб-проектов, а также работа в командах, разрабатывающих CMS. Ниши небольшие, и предъявляющие высокие требования к специалистам. Всем прочим, в ниши не попавшим, придется сменить профессию.
Веб-дизайнеры
Принцип массового производства скоро доберется и до отрасли веб-дизайна. То же самое правило «95-ти процентов» действует и здесь: большинство заказчиков с радостью согласятся на готовый дизайн, если он обойдется им дешевле индивидуальной разработки. Тем более, если предложить им выбор из десятков, сотен готовых макетов. Пока эта тенденция не охватила Рунет, а цены на зарубежных сервисах? вроде templatemonster.com еще кусаются (если говорить об уникальных макетах), но рано или поздно ситуация изменится.
Безусловно, останется потребность в индивидуальном дизайне эксклюзивных проектов с крупным бюджетом, и в дизайнерах-профессионалах, готовых выполнить заказ высшей категории сложности. Остальным придется переключиться на поточное производство дизайн-макетов для стандартных веб-сайтов, и на доработку их под нужды клиента. Впрочем, технический прогресс может добавить красок в эту двухцветную картину. В настоящее время подавляющее большинство сайтов Сети рассчитаны на двухмерное отображение. Третье измерение на экране не находит широкой популярности, хотя попытки штурма этой задачи и не прекращаются. Классические очки-дисплеи и очки с жидкокристаллическими заслонками-затворами, 3D-клиенты, VRML и многое еще – чего только не придумают люди, чтобы превратить скучную плоскость монитора в окно в трехмерие. Все эти идеи вроде и работают, но их распространение идет не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Хотя некоторые знаковые события, как появление офиса Intel и ряда других компаний в Second Life, внушают определенные надежды.
Широкое распространение 3D-стандартов в Сети откроет совершенно новое направление в веб-дизайне, и не только в нем. Создание 3D-сайтов сделает востребованными профессии web-3D-программиста и web-3D-верстальщика. Развитие этого направления надолго отсрочит тотальную индустриализацию отрасли веб-разработки – разумеется, в том случае, если 3D-Web все-таки получит распространение.
HTML-верстальщики
Но все же сильнее всего развитие веб-технологий и рынка систем разработки веб-сайтов ударит по профессии HTML-верстальщика. Простота HTML-кода позволяет легко создавать визуальные редакторы, в том числе и работающие онлайн. Работа, проводимая концерном W3C, также приносит свои плоды, и реализация языка разметки в различных браузерах почти уже не отличается друг от друга (отдельные, периодически вылезающие баги не в счет).
И пусть ни один визуальный редактор не сравнится по гибкости с верстальщиком-человеком, но на сцену опять выходят пресловутые «запросы большинства» — а зачем большинству нужна эта гибкость? Большинству заказчиков вполне достаточно двухколоночного (трехколоночного) макета; а уж содержание колонок вполне способна ввести и секретарша, благо визуальные HTML-редакторы достаточно сильно напоминают упрощенную версию «редактора всех-времен-и-народов» Microsoft Word.
Студиям, работающим над эксклюзивными заказами, верстальщики, конечно же, будут нужны еще долго — но сколько их, этих вакансий? А что касается изготовления шаблонов страниц – так трех десятков универсальных HTML-шаблонов вполне достаточно на все случаи нашей стандартизованной и офранчайзенной жизни. Куда податься бедному верстальщику? Разве что в поисковые оптимизаторы.
Поисковые оптимизаторы
Впрочем, не факт, что в мире будущего последним придется лучше. С одной стороны, потребность в этой профессии возрастает, вроде бы, с каждым годом. Как еще заявить о себе в девятом вале сайтов, захлестывающем Сеть? А постоянно меняющиеся алгоритмы и правила работы поисковых систем требуют живого человеческого участия в борьбе с ними. Автоматизация здесь возможна лишь на уровне вспомогательных инструментов, не более.
С другой стороны … Кто такой поисковый оптимизатор по сути? Увы, ближе всего он к обыкновенному спамеру. Оптимизатор берет сайт и … заказчик ведь не платит за саму поисковую оптимизацию? Он платит за результат: «В первой десятке Яндекса», «В первой пятерке Гугла», и т.д. Вот оптимизатор и старается, добавляя в наши результаты поиска ссылки, которых там быть по большому счету не должно. И когда мы видим в первой десятке результатов поискового запроса вместо искомого совершеннейшую ерунду и заказуху, не стоит сразу бранить «дурацкий» поисковик.
Обычный спамер отнимает у всех нас понемногу внимания и траффика. Неприятно, но не смертельно. Оптимизатор, помимо этого, отнимает деньги у поисковой системы. А последняя уже – вполне организованная сила, которая может и хочет бороться за свои прибыли. Как косвенные – за счет улучшения работы поиска, так и прямые — кто сказал, что поисковики не хотели бы сами получать те деньги, которые сейчас получают оптимизаторы? Контекстная реклама была хорошим ходом в этом направлении – но не окончательным решением проблемы. Кто знает, какая идея родится у аналитиков поисковых систем завтра? Плохо то, что в этой непрекращающейся схватке оптимизаторы изначально в положении догоняющих. Они вынуждены постоянно реагировать на нововведения поисковиков, и никто не даст гарантии, что однажды они не проиграют эту войну полностью.
Вместо послесловия
Кому-то этот прогноз может показаться слишком мрачным. Что ж, рассуждая о перспективах, которые ждут уже привычные веб-профессии в будущем, я почти ни слова не сказал о тех профессиях, которые, возможно, появятся в Сети уже завтра. А они, скорее всего, появятся – Сеть растет, меняется, развивается удивительно быстрыми темпами. С одной стороны, такие «вероятностные» профессии – тема для отдельной статьи, с другой – хороший повод задуматься о собственном будущем. Ведь если мы не подумаем о нем сами – кто это сделает за нас?