Top4top: игра в детектив
Автор: Денис Ковалкин
Опубликовано: «Вебпланета»
Хороший детектив всегда начинается с покойника. Символично – конец одного персонажа означает начало увлекательной истории для многих других.
В начале сентября «ВебПланета» написала о грядущем закрытии портала Top4Top. 11-го сентября Лев Новоженов, главный редактор портала, объявил о своем уходе с этого поста. Основной инвестор портала, венчурный фонд Russian Media Ventures, заявил о передаче ресурса под управление дочерней компании RMV inVenture. По словам генерального директора фонда Кирилла Лыско, специалисты последней уже переработали модель проекта, сделав ее менее затратной, и более «пользовательской». Обычно такие слова произносятся, когда трупные пятна умершего невозможно спрятать под обильным слоем накладного румянца, а прикопать труп по-тихому в саду не получается – он уже успел стать знаменитостью.
Итак, у нас есть покойник – и мы, вместо того, чтобы произносить пафосные речи на поминках, попробуем сыграть в детектив и выяснить причину его смерти.
Кем был покойный? Создатели портала – известные телеперсоны Дмитрий Дибров и Лев Новоженов – определяли Top4Top как медиапортал и «социальную сеть для интеллектуалов». Реальность оказалась скромнее презентационного флёра – на момент «реструктуризации» Top4Top представляет собой гибрид онлайн-журнала и блогосервиса. Рассмотрим обе ипостаси портала по отдельности, тем более, что в единое целое они так и не слились, несмотря на все планы разработчиков.
Теле-глянец без тела
Онлайн-журналы сегодня – категория обширная. В ней попадаются издания для профессионалов и для простых смертных, журналы, призванные сэкономить наше время, и журналы, учащие грамотно его убивать … Онлайн-журнал «Top4Top», согласно публичным заявлениям Дмитрия Диброва, должен был собрать вокруг себя интеллектуалов Рунета. В сочетании с еще одним заявлением — о том, что аудиторией портала считаются все 25 миллионов рунетчиков — это звучало пикантно. Но в итоге массовость победила; и результатом гениальных озарений, а также грандиозных идей стал достаточно типичный «глянцевый» интернет-журнал. Увы, без обычной для «глянца» обнаженной натуры, хотя попытки использовать эротику в рекламе портала и предпринимались. К сожалению, «обнаженка» совсем уж никак не вписывалась в концепцию «ресурса для интеллигентов и интеллектуалов». Гламур, еще один вечный спутник «глянца», не смог проникнуть на территорию «Top4Top» по тем же причинам. В результате получился удивительный продукт – глянцевый журнал для интеллектуалов обезжиренный (0% гламура и 0% эротики). Как мы можем констатировать сейчас, несъедобный.
Вообще, интересно наблюдать за отношением телевидения к Сети. До поры до времени телебоссы предпочитали ее не замечать – не телегенично, не понятно, не интересно большинству. За исключением редких интернет-обзоров в молодежных программах (по духу такие передачи очень похожи на плавание в сухом бассейне), полная, почти абсолютная тишина. Вдумайтесь, даже сейчас в «Новостях» могут показать строительство сельской школы в райцентре с полутысячей населения, но ни в коем случае не расскажут про изменение поисковых алгоритмов «Яндекса», затрагивающее миллионы. Вам не кажется это странным? Ничуть! Слишком разные среды. Если бы у рыб было телевидение, вряд ли там нашлось бы эфирное время для проблем птиц. Рыбы – это не намек на «рожденный плавать летать не может», нет. Кирпичик информации на ТиВи – Кадр, единица информации в сегодняшней Сети – Слово. Это порождает действительно разные миры, с кардинально отличающимся способом мышления.
Но времена меняются – и не замечать многомиллионный Рунет становится все сложнее. Тем более, казавшиеся ранее незыблемыми позиции телевидения традиционного заметно пошатнулись под натиском кабельных каналов, онлайн-видео и т.д. Логика действий телевидения как системы просчитывается на раз – не замечать невозможно, значит, попробуем сыграть на территории противника. И «Top4Top» стал подобной попыткой.
Что такое «глянец» по сути? Перенесенный на бумагу видеоряд с субтитрами, прямая трансляция телевидения на бумажный носитель. И надо ли удивляться, что у телевизионщиков Диброва с Новоженовым получился в итоге именно он? Рыбы готовят разведчика для агентурной работы на территории птиц – разве странно, что у созданной ими «птицы» будет рыбий хвост и чешуя? Или, как в нашем случае, что дизайн Интернет-портала будет сильно напоминать плод любви телевизора и пульта дистанционного управления?
Впрочем, родимое пятно дизайна – черта хоть и забавная, но не особо существенная. Еще одним фактором, предопределившим кончину «Top4Top», стала «претензия на интеллектуальность», в том качестве, в котором ее понимали создатели портала. При всем уважении к Диброву и Новоженову, их взгляды на жизнь – это взгляды на жизнь «НТВ эдишн» середины девяностых, своеобразная «интеллигентная оппозиция» тогдашней власти. И предъявляемые ими «образцы для подражания» в лице приглашенных знаменитостей также, в массе своей, родом из того же Прошлого. В противоположность этому Интернет по своему духу – территория Настоящего. И «глянец» — если задуматься – тоже ставит во главу угла Настоящее; девиз успешного глянцевого журнала – актуальность и голые бабы (хотя голые бабы — это всегда актуально).
Созданный редакцией Top4Top удивительный ретро-глянец в отсутствие на борту обнаженной натуры оказался полностью лишен подъемной силы, в чем мы все и убедились, как только прекратил свою работу «инвестиционный ускоритель». Так и не взлетев толком, проект рухнул, похоронив под своими обломками полторы сотни одних только редакторов.
Соседи про палате
Интересно взглянуть на судьбу других подобных начинаний Рунета. Созданный под эгидой Евгения Плющенко в конце 2007 года «Я – Талант.com» (www.yatalent.com) — интернет-портал «для талантливых людей» — интересен, похоже, лишь своим разработчикам. Статистика посещений сайта скрыта от любопытных веб-обозревателей, но загляните в мертвый раздел «Блог», и смотреть на счетчик уже не будет необходимости. Порадовавший в апреле «зелеными человечками» сайт Snob.ru (www.snob.ru), лицо проекта SNOB Владимира Яковлева (ИД «КоммерсантЪ») и Андрея Шмарова (журнал «Эксперт»), продолжает показывать все те же флэш-ролики с несчастным гуманоидом. Последняя запись в ЖЖ-блоге «Сноба» датирована 3-им июля. Похоже, сидеть зеленому бедняге одному до конца оплаченного хостинга, ему никогда не составят компанию Состоятельные, Независимые, Образованные и Благополучные.
А в конце июля российский «интернет-глянец» понес очередную тяжелую потерю. Издательский дом Forward Media Group Олега Дерипаски ликвидировал свое интернет-подразделение. Хотя совсем, в декабре 2007 года, FMG создал дочернюю компанию Creative Media специально для управления перспективными интернет-проектами. И вот теперь такой пассаж! Кажется, перспективы «онлайн-глянца» оказались несколько переоцененными.
Итак, начавшийся в декабре 2007-го «глянцевый» бум завершился. Какие уроки можно извлечь из него? Во-первых, Рунет привлекает внимание серьезных инвесторов. Бюджет проекта в миллионы долларов становится делом обычным. Во-вторых, лучший способ потратить инвестированные миллионы впустую – поставить руководителем интернет-проекта человека, собаку съевшего в издательском деле или в разработке проектов телевизионных. И в-третьих – потребность обитателей Рунета в гламуре и «глянце» оказалась сильно преувеличенной.
Вера в блог
Но вернемся к Top4Top, а точнее, к его блогу. Современный рынок блогосервисов в Рунете достаточно плотно застолблен; большинство блоггеров уже нашло свою нишу, обросло френдами и любимыми сообществами, и сорвать их с места может разве что обещание денег, или каких-то совершенно невообразимых функциональности и удобства. Традиционные способы привлечения пользователей в новый блогосервис – путем приглашения знаменитостей (в телевизионно-бытовом их понимании) или известных блоггеров – также традиционно приносят не слишком большой эффект.
Почему? Здесь будет удобно сравнить блогосервис с атомным реактором. Топливо последнего – обогащенный уран, топливо первого – пользователи, «обогащенные» … ну, скажем так, графоманами. В современном русском языке это слово почему-то носит отрицательный оттенок, хотя, к примеру, тот же «меломан» не несет в себе никакого негативного заряда. И так же, как инженеры станции собирают атомное топливо в активной зоне реактора, создатели блогосервиса накапливают в «активной зоне» блога пользователей и ждут, когда же пойдет цепная реакция. Блогоэнергетика – наука эмпирическая, и бывает, что собранный блог-реактор так никогда и не запускается. Как это, к слову, и случилось с сервисом «Top4Top».
Из аналогии с атомным реактором становится понятен сомнительный смысл запуска блог-реактора с помощью внешней «нейтронной накачки», будь то знаменитость или известный писатель-сетевик. Знаменитости – они вообще из другой сферы жизни; исчадье телевизора, они притягивают фанатов, любопытствующих, кого угодно, но отнюдь не графоманов. То же, в общем, верно и для известного блоггера – за ним к вам в блог притащатся верные читатели-комментаторы; но прироста числа писателей на душу блогонаселения это не гарантирует. Впрочем, пока «нейтрончики» из внешнего источника шуршат в блог-реакторных внутренностях, все выглядит благопристойно, но вот проплаченный поток творчества прекращается, и что? И, собственно, всё.
Создатели блогосервиса Top4Top, очевидно, подозревали, что сорвать с насиженного места блоггера с опытом – нереально, и сделали ставку на пока еще не охваченных блогами новичков. Вероятно, именно поэтому разработчики упростили блог по самое не могу, отрубив все, что можно, и многое из того, что нельзя. Поиск по интересам – не предусмотрено. Создание сообщества – не предусмотрено. Поиск по нику – не предусмотрено. Такое впечатление, что авторы специально отрезали блоггерам все пути «горизонтальной» коммуникации, оставляя возможность пересечься лишь в статьях (с автором и комментаторами), в рейтинге пользователей (с верхушкой топа) и в чате. Так дети экспериментируют с насекомыми, отрывая им лапки. Может быть, авторы хотели таким образом привлечь внимание блоггеров к онлайн-журналу? Журнал это не спасло, увы, а лишенный половины «конечностей» блог тоже далеко не уполз. Не помогли ни рекламная кампания на 4,5 миллиона долларов, ни рейтинговая «морковка», ни возможность увидеть свой креатив в разделах онлайн-журнала.
Забавно читать последнее заявление одного из постоянных авторов Top4Top с ником Ptah-Man. В полном соответствии с модным нынче принципом «с ног на голову», он обвиняет Рунет в неготовности к «абсолютно новому формату», который, якобы, предлагал покойный сервис. Дескать, не вынесли вы, господа рунетчики, удивительного равенства главного редактора с простым пользователем, кишка тонка у вас оказалась, что-нибудь толковое на-гора выдать! Странно даже: в ЖЖ не тонка, на «Хабре» не тонка, а здесь вот раз — и тонка. Может, все дело в том, что рекламные бюджеты Top4Top были истрачены не на поиск писателей, а на привлечение зрителей для этого удивительного «интернет-телевизора»?
Презентуя Top4Top в декабре, Дибров так говорил об одной из целей проекта: «дать понять хотя бы одному девятилетнему мальчику, что власть денег не абсолютна». Что ж, учитывая объем инвестиций, иллюстрация к его словам получилась отменная, хотя, как видно выше, не все мальчики поняли ее смысл правильно.
Итого
Заканчивая осмотр покойного проекта, запишем в своем блокноте: в лучших традициях старого доброго детектива — труп есть, но убийства не было. Мы даже не можем написать скорбное «после тяжелой и продолжительной болезни». Проект оказался мертв при рождении. Мертвые не болеют, они лишь подергиваются, если к их мышцам подвести электрический ток; вполне хватает, чтобы показывать на ярмарке доверчивым простакам. Размышления на тему «А если бы оно ожило?» оставим классикам другого жанра, в классическом детективе нет места мистике.