Торренты — из первых рук
Автор: Денис Ковалкин
Опубликовано: «Вебпланета»
Большинство из нас в душе – киноманы. Ничего странного, если вспомнить, что девяносто процентов информации мы получаем от органов зрения. А торрент-трекер для киномана – что Британская библиотека для библиофила. Можно было бы написать – здесь есть всё, но это было бы обманом. Правильнее написать – здесь есть достаточно всего, чтобы полностью избавить человека от свободного времени.
Это совершенно новое качество жизни. Забудем на секунду о торрентах, и в нашем распоряжении останутся лишь кинотеатры со строго ограниченным репертуаром, да магазинчики, в которых наскребется едва ли сотни две наименований. Ах да, можно еще заказать что-нибудь в онлайн-магазине. Но тамошний ассортимент также не слишком велик, а добираться до заказчика товар будет несколько дней.
Разве это можно сравнить с десятками тысяч фильмов на трекере, доступных прямо сейчас?! Через час блужданий по ресурсу начинаешь понимать, что всю жизнь прожил на «голодном пайке», не замечая этого.
Даже если вы не найдете заветной записи, возможно, вы отыщете людей, которые ищут то же самое. Значительная часть торрент-трекеров – это не только место, где скачивают фильмы (а также игры, музыку, книги); это еще и площадка для общения. Пользователи обсуждают новинки, задают вопросы, помогают советами … просто общаются «за жизнь». А это, если подумать, гораздо ценнее. Фильм-то можно и в магазине купить.
Торрент-трекеры с точки зрения их создателей
Общее количество торрент-трекеров во всем мире измеряется десятками тысяч, каждый день появляются все новые и новые ресурсы. Если устроить их создателям опрос, то мы получим широчайший спектр мнений и мотивов. Но интереснее всего, конечно, услышать создателей крупнейших трекеров, чьи ресурсы выдержали непростой путь от любительского эксперимента до успешного интернет-проекта.
«Вебпланета» задала несколько вопросов разработчикам двух таких ресурсов – Torrents.Ru и Sharereactor.Ru. По ряду очевидных причин они предпочитают не афишировать свои имена. Что ж, будем обращаться к ним по никам. Итак, знакомьтесь: Sharer, представляющий сегодня Sharereactor.Ru, и Diesel Spaceship из Torrents.Ru.
Денис Ковалкин (Д.К.): Давно вы работаете над этими проектами?
Sharer (Sh.): Да, с самого его основания. Я – разработчик движка.
Diesel Spaceship (D.S.): C самого его начала и работаю… хотя именно работой это называть не совсем правильно.
Д.К.: Для вас проект — увлечение? Или уже часть жизни?
Sh.: Трекер для меня это скорее хобби.
D.S.: Ну, тут нужно пояснить, что такое Torrents.Ru. Во-первых, это не только трекер, который позволяет огромному количеству пользователей обмениваться информацией, это еще и форум, на котором сотни тысяч пользователей могут общаться, размещать ссылки, описания. А еще это, как сейчас принято говорить, социальная сеть, с достаточно четко выраженной иерархией. Поэтому, что касается работы с железом — это да, больше похоже на работу. Что касается организационных моментов — это больше похоже на хобби.
Д.К.: Много сил и средств уходит на поддержку проекта такого масштаба?
Sh.: На самом деле, при нашей организации, напоминающей скорее «анархию», чем «проект», ответить на этот вопрос сложновато. Я, как программист, просто реализую новый функционал самого сайта. В админ-панель захожу только с целью тестирования. Есть администраторы, которые приходят и уходят, передавая друг-другу полномочия. Если честно, я даже не знаком с ними, и могу судить о их деяниях лишь по тому, как живет сайт и по сообщениям на форуме. Также есть бесчисленное множество пользователей сайта, которые собственно и создают контент.
Здесь опять же все зависит от текущих задач. Например, полгода может быть затишье, никаких новых идей, все идет само собой, и я неделями не захожу на сайт. А потом кто-то может «родить» великолепную идею, и тут к реализации этого функционала может подключиться несколько энтузиастов, а моя задача сведется лишь к вставке кода в движок. А может случиться и так, что никто не подключается, и делаю все я.
На самом деле у нас есть 2 трекера: открытый и публичный http://www.opensharing.ru/, такой, какими привыкли видеть трекеры рядовые пользователи, и экспериментальный внутренний трекер на http://www.sharereactor.ru/ — на нем происходит обкатка новых технологий и идей. Хостинг, суммарно, обходится приблизительно в 300 евро в месяц, а поддержка, как я уже упоминал, осуществляется энтузиастами.
D.S.: Програмной частью занимается один системный администратор и один программист. В этом тоже есть некая уникальность проекта… Но сейчас мы думаем расширить штат программеров, один человек просто физически не успевает заниматься текучкой и развитием одновременно.
Ну а что касается непосредственно затрат — это затраты на хостинг, затраты на оборудование, зарплата техническим специалистам… Скажем так, эти суммы на несколько порядков меньше тех, что тратят на себя те ресурсы, с которыми мы стоим рядом в рейтингах посещаемости (у Torrents.Ru посещаемость порядка 500.000 уникальных посетителей в сутки, у Sharereactor.Ru – более 50.000. — Прим. Д.К.).
Д.К.: Многих, запускающих торрент-трекер с нуля, интересует прибыльность подобных проектов (даже если сами они никогда в этом и не признаются)…
Sh.: На самом деле, я считаю, что трекеры НЕ ДОЛЖНЫ зарабатывать. Максимум — окупать себя. Коммерциализация только вредит развитию сети. Явный тому пример — приватные раздачи. Вместо единой сети с огромным количеством источников мы получаем десятки мелких разрозненных сетей, что негативно сказывается как на количестве источников, так и на продолжительности доступности файла (наличия сидов) в каждой отдельной сети (трекере). В результате этого администрация трекера вынуждена принимать меры, среди которых требования к рейтингу и прочая. А на самом деле, все изначально идет от желания владельцев заработать денег …
Реклама, которую мы размещаем — это необходимое условие для оплаты хостинга, не более того.
D.S.: Дело в том, что Torrents.Ru — это не бизнес-проект в обыденном понимании этого слова. То есть цель этого проекта — не зарабатывание денег. Вначале мы хотели пойти по пути Википедии, развивать ресурс на пожертвования пользователей. Это работало, но развитие ресурса шло по крайне экстенсивному пути. Проще говоря, пожертвований элементарно не хватало на покупку того же нового сервера.
Поэтому мы решили уйти от пожертвований, и размещать на форуме некий минимум коммерческой рекламы, чтоб получить возможность развиваться более интенсивно. Как видите, это сработало.
Д.К.: А вам поступали предложения о продаже ресурса?
Sh.: Предложений о продаже ресурса не поступало, что собственно и понятно. Кому нужен ресурс, который не приносит денег?
D.S.: Периодически поступают, но… Дело в том, что можно продать бензоколонку, можно продать газету. Но нельзя продать кружок кройки и шитья, или, если хотите, город со своим населением. Я бы сказал так: 95% ценности ресурса — в самих пользователях, которые сделали его таким, какой он есть сейчас, поддерживают и развивают его в таком состоянии. Как это можно это кому-то продать?
Тут, наверное, следует немножко рассказать вообще о том, как у нас устроена жизнь на форуме. Во-первых, все должности до единой, включая администраторов — выборные. То есть, сами пользователи выбирают модераторов из числа наиболее активных и адекватных пользователей. Модераторы выбирают из своего числа администраторов, по тем же признакам. К каждой кандидатуре подолгу присматриваются, дают испытательный срок. Поэтому наличие случайных людей практически исключено, как и то, что какой-то из модераторов будет себя вести неадекватно.
Конечно, и проблемы и конфликты есть – модераторов-то около 150 человек, коллектив большой, и на многие вещи взгляды отличаются кардинально. Однако все принципиальные решения принимаются коллективно, путем обсуждений и голосований. Поэтому авторитарные замашки практически исключены, а если и случаются — то быстро отслеживаются коллегами.
Ну а во-вторых, я уже говорил, что любая коммерческая деятельность у нас запрещена. Для всех это скорее хобби, поэтому никто из наших «менеджеров» никогда не стоит перед дилеммой «как сделать — лучше или выгоднее?» Все это означает, что ресурс становится именно таким, каким его хотят видеть пользователи, а не «команда наемных менеджеров» или например «руководитель проекта».
Д.К.: У торрент-трекеров больное место — отношения с правообладателями. Насколько серьезна эта проблема для вашего ресурса?
Sh.: Проблема действительно стоит остро, и решается только тесным контактом с самими правообладателями, которые накладывают ограничения на распространяемый контент.
D.S.: Ну я бы не сказал, что это больное место трекеров. Это скорее больное место пользователей. Им, конечно, хотелось бы качать из сети все и бесплатно, однако в некоторых случаях это является нарушением законов.
К сожалению, в этом смысле наше общество оглядывается на опыт западных стран, которые совершили большую ошибку, объявив битторрент вне закона. Дело в том, что торрент-трекер не является распространителем данных. Он является лишь каталогом ссылок на эти данные и системой контроля их целостности и распространения. Поэтому все нападки на трекеры происходят либо от юридической неграмотности, либо от нежелания решать проблему системно.
Но борьба с трекерами, как это ни парадоксально, лишь ухудшает ситуацию. Потому что закрытие одного большого трекера ведет к появлению десятка других. Пользователи ищут новые способы обмена файлами «подальше от лишних глаз», идут на анонимные файлообменники… Это многократно усложняет жизнь и правообладателям, и самим пользователям. Если на одном ресурсе еще как-то можно контролировать и удалять ссылки, то контролировать десятки и сотни подобных ресурсов просто нереально.
Что касается Torrents.Ru, то тут мы придерживаемся достаточно простых принципов: если правообладатель не хочет, чтобы ссылки на его данные располагались у нас, мы их безоговорочно удаляем. Для этого правообладатель должен лишь обозначить себя и подтвердить свои права на данные, ссылки на которые он хочет удалить. Это распространенная в мире практика, которая вполне устраивает и большинство правообладателей, и нас.
Правда, и тут тоже есть свои подводные камни: далеко не все правообладатели сами соблюдают законы в отношении своих продуктов… Грубо говоря, просят удалить то, на что у самих прав-то никаких нет. Естественно, в таких случаях мы отказываем. Таким образом, выходит, что мы боремся за соблюдение законов не только пользователями, но и самими правообладателями.
Д.К.: Велика ли вероятность применения «драконовских» мер в России в отношении торрент-трекеров, вплоть до полного запрета и возложения обязательств «по недопущению» на провайдеров? Или вероятность другого сценария, с введением платы за распространяемый трекерами «коммерческий» контент?
Sh.: Вероятность «драконовских» мер, на мой взгляд, чрезвычайно низка. Провайдеры не будут вступать в борьбу с трекерами.
Если же и начнется серьезная борьба с ними, то она скорее сведется к «публичной порке» нескольких крупных и нескольких мелких и неизвестных трекеров. После чего оставшиеся, увидев это, сами предпочтут закрыться.
D.S.: Тут надо отдавать себе отчет, что закрывать трекеры можно бесконечно. В мире сейчас около 30 тысяч (!) трекеров, закрыты единицы, максимум — десятки. Это первая проблема. Вторая — не всегда трекер попадает под юрисдикцию того государства, в котором к нему предъявляются претензии. Всем известно про противостояние ThePirateBay (создан шведской антикопирайтерской организацией Piratbyra*n — прим. Д.К.) и американских вендоров, которые пытаются добиться удаления ссылок на свои раздачи. Пока что победа на стороне PirateBay.
Третье: даже если, чисто теоретически, удастся объявить битторрент вне закона в России, и запретить использование этого протокола, игра в кошки-мышки продолжится на новом уровне. Уже готова и испытана технология «распределенного битторрента» — это тот же модифицированный протокол битторрент, но только не предполагающий использование центрального трекера, который является уязвимым местом всей системы. Кроме того, в новом протоколе учтены требования к шифрованию передаваемых данных, так что провайдерам «не пущать» будет уже сложновато. В таком случае правообладателям придется бегать за каждым пользователем, что сами понимаете, нереально.
Ну а что касается «коммерческих» перспектив, то тут несколько возможностей. Возьмем, например телевизор. Вы не платите ни копейки за просмотр ни одного федерального канала, все свои затраты телеканал с лихвой окупает за счет рекламодателей. Почему бы не попробовать выпускать фильмы, игры и прочую продукцию «специально для Интернета», в которых будет показываться та же реклама, окупающая затраты на их изготовление?
Как еще один из вариантов «коммерческого» контента — это включать плату за него в оплату услуг доступа к Сети. Другими словами, обязать провайдеров платить за каждого пользователя определенную мзду, которая в дальнейшем аккумулируется и перераспределяется между правообладателями. Пусть это и сложно технически, но юридически пользователи будут чувствовать себя куда защищеннее, а правообладатели -получат свою толику доходов.
В общем, вариантов тут множество, но развитие «драконовского» сценария я считаю маловероятным. Все-таки надо отдавать себе отчет, что доступность той или иной информации, эффективность ее поиска и получения являются одним из важнейших условий для развития цивилизованного общества. А лучше Интернета для этих целей пока еще ничего не придумали.
Вместо послесловия
Веб-разработчикам, подумывающим о создании нового торрент-трекера, наверняка покажется интересным факт, что самые крупные отечественные торрент-проекты изначально создавались как некоммерческие ресурсы. Их создатели не загадывали норм прибыли, не рисовали бизнес-схем, не придумывали, как на всем этом половчее заработать. Они работали в свое удовольствие — не в последнюю очередь, разумеется, думая и о тех, для кого они свой ресурс делают. И такая простая тактика принесла свои плоды. Впрочем, о таком подходе к стартапам «Вебпланета» писала совсем недавно.
Даже сейчас, когда эти проекты обрели солидные аудитории и получили должное признание, их команды отчего-то не спешат конвертировать пользовательское внимание в звонкую монету. Бизнес-циник современной формации усмотрит в этом простое неумение зарабатывать. Но применимы ли его шаблоны в таких деликатных средах, где доверие значит гораздо больше, чем «верность брэнду»?
Или, беря шире – не пора ли изобретать дисциплину под названием «Экономика 2.0», в которой не будет места таким ключевым понятиям, как «обмануть» и «впарить»? Но это — тема для отдельной беседы.