Карты, деньги …
Автор: Денис Ковалкин
Опубликовано: «Вебпланета»
Вначале было Слово. Начальные строки Евангелия от Иоанна как нельзя лучше описывают первые годы Сети — пусть во всем остальном эти истории различаются, как Небо и Земля. Есть ли в этом некий сакральный смысл, или все определила среда коммуникации, крайне чувствительная к каждому лишнему килобайту, и несовершенство первых дисплеев?
Я не рискну давать однозначный ответ, да и стоит ли? Любопытно другое. Со времен первых эхоконференций визуально Сеть изменилась очень сильно: флэш-анимация и видео, настойчивые попытки прорыва в трехмерие… Но за этими декорациями и бумажными гирляндами правит бал все то же Слово, будто бы и не было десятилетий эволюции. Виртуальная реальность как интерфейс, многократно предсказанный фантастами, что-то не спешит ему на смену. «Газонокосильщик» вышел на экраны в 1992 году; к тому времени вовсю испытывались прототипы интерфейс-перчаток и очков-дисплеев. Если за прошедшие 16 лет они так и остались дорогими игрушками, так может быть, стоит признать, что с этим прогнозом фантасты дружно угодили пальцем в небо?
Ведь если подумать, Слово само по себе — виртуальная реальность, работающая на встроенном в мозг читателя 3D-чипе. И в этом случае нет нужды в виртуальности, обеспечиваемой электроникой; те, кто хочет уйти от мира, могут сделать это и сейчас. Черный текст на белом фоне – всё, что им нужно для нирваны. Все остальные слишком любят реальную жизнь, чтобы отгораживаться от нее очками-дисплеями и костюмом для Интернет-секса за несколько тысяч кровных баксов. Быть может, на этом месте какая-нибудь бумажная крыса выползет из-за плинтуса и пискнет, что, дескать, жизнь есть Текст. Запустите в нее томиком Пушкина! Всем, кто живет в реальном мире, хорошо известно, что жизнь есть Карта. И наоборот, без карты – не жизнь.
Деньги
Моя сестра возит в машине две карты. Раскладную «простыню» Москвы в масштабе 1 к 4 (в одной двуспальной простыне — четыре таких вот бумажных) и атлас Московской области в твердой глянцевой обложке. Единственный «глянец», который она уважает. И еще, зачастую, берет с собой живого штурмана. Когда он зависает, его всегда можно хлопнуть по макушке атласом. Но все эти штуки, прекрасно отвечая на вопрос «как», бессильно разводят, кто чем умеет, в ответ на вопрос «где?». Где вы, застойные советские времена, когда кафе оставалось кафе достаточное время, чтобы его успели нанести на план, выпустить в следующей пятилетке карту, а потом еще лет десять заходить туда, будучи проездом! Наша действительность слишком проворна; пока ее абрис пройдет по цепочке от геодезиста до редактора, кафе три раза сдохнет, или мутирует в бизнес-инкубатор, который половину площадей сдаст секс-шопу. Идеальный вариант для реального мира – карта-онлайн, оперативно обновляющаяся, с возможностью обратной связи.
Примерно таким вот образом объяснял я пару лет назад своему руководству необходимость внедрения новых технологий в рекламно-справочный бизнес. Мне казалось очевидным, что вытряхни из справочника все эти строчки на карту, и получишь совершенно новое качество, совсем другую степень удобства! Да и не только мне одному. Казалось, что все верно – вот только руководство интересовала прибыль от рекламы, а не абстрактное удобство пользователей. А она, прибыль, получалась, даже по самым оптимистичным меркам, довольно скромной. Особенно в сравнении с прибылью от рекламы в бумажном справочнике. Какой-нибудь папуас на этом месте сошел бы с катушек, пытаясь понять, ну в чем разница-то? И там картинки, и там картинки. Но те, на мониторе, приносят раз в десять меньше табаку, зеркалец и колец в нос, чем вот эти – на глянцевой бумаге. Парадокс! А скажи ему кто, что вчера похожие картинки ушли с аукциона за стоимость, превышающую цену его родного острова … впрочем, я отвлекся.
Рекламная сфера — эдакий мыльный пузырь; и как бы не гордилась своей продвинутостью команда надувал онлайн-рекламы, их коллеги-соперники, труженики рекламы традиционной, просто начали раньше. И, по самым скромным подсчетам, мыльный пузырь последних пока раз в десять больше, чем у адептов онлайна, хотя начинающийся кризис уже заставил его несколько съежиться.
Значит, до тех пор, пока интернет-реклама не дорастет в своих объемах-прибылях до размеров обычной, на появление серьезных геосервисов-справочников в Рунете можно не рассчитывать. Даже примеряющий императорскую корону «Яндекс» ограничился династическим браком на скорую руку с Yellow Pages, породил «Яндекс.Адреса», да и забыл про наследника. По крайней мере, функционал «дитяти» не меняется серьезно уже года два, хотя от рождения страдает заметной кривизной… Все «родительское» внимание, похоже, потребляют, «Яндекс.Пробки».
Я, как представитель племени пешеходов, в недоумении – откуда столько внимания узкоспециализированному проекту? И ведь другие крупные игроки не отстают, стараются: «Рамблер», «Ситигайд» с азартом спорят с «Яндексом», у кого «Пробки круче». Как дети, честное слово!
Написал и подумал – а чего же я хочу? Им ведь не исполнилось еще и 18-ти. Вот, глядишь, к совершеннолетию «Яндекс.Бутылки» и запустят. А может, и еще какие полезные службы на ту же букву.
Карты
Итак, хороших централизованных геосервисов, содержащих информацию обо всем-всем — от банков до песочниц – в Рунете нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Что лично меня только радует – вряд ли подобный монстр сумел бы достичь одновременно и широкого охвата, и свежести предлагаемой информации. Скорее всего, он скармливал бы нам зачерствевшие год назад базы и сухие отчеты других, государственных, динозавров под соусом из современных веб-технологий. Спасибо, но эту булочку мы уже кушали!
Если бы не Web 2.0, тут статью можно было и закончить. По счастью, одна из стратагем этого искусства обмана гласит: «Если красить самому лень, найди тех, кому это нужно. И не забудь дать им кисточку!» Желающие были уже давно, кисти – Google Maps API – тоже. А вот подходящий забор появился только в июле 2007-го, с введением в Google Maps русской топонимики. А недавно и Яндекс сподобился: 13 ноября 2008 года он, без шума и помпы объявил о выходе Яндекс API. На очереди, по слухам, Mail.Ru. В общем, бери и крась.
Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. «Вебпланета» уже писала о фрактальной сущности общества, в котором мы живем. То же самое относится и к географии нашего мира. И георесурсы, если они хотят отражать его качественно, тоже должны строиться по фрактальному принципу.
Выпущенные на волю географические API создают шанс появления сервисов такого рода, дающих каждому возможность описать мир вокруг себя, развешать таблички с характеристиками: «в этом клубе – вредные секьюрити», «неплохой магазин одежды», «осторожно – периодический гаишник с радаром!». Останется лишь правильно выстроить иерархию, запустить удобный поиск/обмен закладками – и готово! Получаем живой мир глазами живых людей – вещь гораздо более ценную, чем все справочники мира.
Но, в отличие от переносимых из оффлайна справочников, вебдванольным ресурсам требуется время, чтобы вырасти, набрать информации до того критического порога, за которым сервис из прикольной штуковины превращается в полезный инструмент. Процесс этот нетороплив, как рост кристалла в растворе. Так что, обозревая Рунет в поисках геосервисов, и не находя взглядом ничего глобального, не спешите рассуждать о скудном отечественном «черноземе», на котором не вызревают онлайн-карты. В переводе на природные ритмы для подобных проектов сейчас — ранняя весна, они только-только начинают проклевываться из под земли. Возможно, вы только что наступили на один из них.
Места
Взвалив на себя обязанности дежурного агронома-мичуринца, проведу экспресс-инвентаризацию всходов на подшефной делянке. Большинство из них выросло на платформе Google, но есть и отечественные, выведенные своими руками, сорта. Из двенадцати найденных мной для этого обзора геосервисов в Рунете четыре – те самые сервисы для описания мира вокруг, о которых я писал выше.
Среди них на пальму первенства претендует «Миртесен». На сайте нет ни одного счетчика, но разработчики в своем блоге рапортуют о миллионном пользователе, зарегистрированном 30 ноября. А мы, конечно же, им верим. Основа этого геосервиса – одна общая карта, объекты на которой разбиты на чертову дюжину заданных создателями категорий. Еще есть поиск по ключевым словам, но нет привычного облака тэгов. Вообще, проект любопытный — творчески переработав опыт «Одноклассников.Ру», он подымает планку окучивания офисных бездельников до новыч, сверкающихе гламуром, вершин. Не удивлюсь, если «Миртесен» в скором времени создаст серьезную конкуренцию этому устаревающему кумиру.
В противоположность «Тесному миру», проект «Соседи-онлайн» прост, академичен, гуглообразен. Они также исповедуют «коллективную» идеологию – любой отмеченный на карте объект моментально становится достоянием общественности. Зато здесь нет спущенных сверху категорий, а есть нормальное облако тэгов.
Но больше всего мне импонирует подход ресурса Around Me, самого молодого из рассматриваемых проектов. По крайней мере, его авторы предлагают целых три вида карт: личная карта, карты коллективные (кружка любителей конной езды, например – вряд ли остальным участникам геосервиса будут интересны адреса шорников), и карта общая. Смущает немного лишь одна деталь – в личную карту можно добавлять только объекты с общей карты. Что-нибудь свое, действительно личное – только если поделишься им с остальными. При этом создатели сервиса грозят карами тем, чьи объекты будут интересными только для их создателя. Вот оно, тяжелое наследие колхозной системы!
Расскажу я лучше, в противоположность всем этим «универсальным» и «всеобъемлющим», о специализированной карте для владельцев авто – Zmap.Ru. Может, для «Пробко»-гуру это станет открытием, но не пробками едиными сыт автолюбитель. Еще его интересуют заправки и стоянки, автосервисы и как прокрасться мимо постов ГИБДД первого января, которое, кстати, уже вот-вот. Все это есть на Zmap.Ru. Точнее, все это со временем там будет, поскольку ресурс – молодой, и еще щеголяет надписью «beta» в заголовке. Искренне надеюсь, он в скором времени от нее избавится. Я вообще неравнодушен к маленьким специализированным ресурсам, не претендующим на всеохватность и мировое господство. Чем меньше конкурентов, знаете ли, тем лучше.
Дома
Интересный факт — сайты гео-закладок делят первенство по общему числу с ресурсами, посвященными аренде и продаже недвижимости. Последних — тоже четыре из двенадцати найденных. Вот кто воспринял появление новых технологий с подлинным энтузиазмом! И то сказать, просмотр объектов недвижимости на «живой» карте, с всплывающими подсказками и привязанными к объектам фотографиями в сотню раз удобнее, чем результаты поиска, сведенные в сухую таблицу. То же самое будет справедливо для веб-сервисов из множества других отраслей, но их разработчики пока не торопятся экспериментировать с гео-API.
Пальму первенства среди геосервисов, посвященных недвижимости, прочно занимает сайт Gdeetotdom.Ru. С почти сорока тысячами посетителей в день он опережает своих ближайших конкурентов минимум на порядок. Впрочем, онлайн-карта в этом ресурсе занимает далеко не основную позицию; она — скорее вспомогательная функция, полезное приложение к базе данных. Результаты запросов к которой здесь выводятся сначала по старинке, в виде таблицы, и только затем отображаются на карте. Инерция мышления?
Впрочем, из трех других аналогичных сервисов только Domnakarte.Ru вынес на главную страницу собственно онлайн-карту. И то потому, что больше предложить посетителю нечего. А так непременно бы забил «первую полосу» новостями, анонсами и прочим мелким словесным фаст-фудом, спрятав карту подальше. Любопытно, что западные ресурсы в большинстве своем наоборот, стремятся вытащить последнюю на главстраницу, видя именно в ней свое конкурентное преимущество.
Дороги
В отдельную группу можно объединить веб-ресурсы, связанные с базовыми функциями любой карты — ориентированием и прокладкой маршрута. Мой обзор был бы неполон без Rusavtobus.Ru — крайне удобного ресурса, помогающего отыскать общественный транспорт для путешествия из точки А в точку Б. Ведь если с метро обычно проблем не возникает, то автобусы, троллейбусы, трамваи для приезжего — лес темный, не говоря уже о маршрутках.
А для автомобилистов может оказаться полезной Kartamania.Ru (отечественный аналог Google Street View), публикующая привязанные к карте фотопанорамы основных магистралей Москвы. Конкуренцию ей в ближайшее время составит упомянутый выше Gdeetotdom.Ru.
Кстати, все описанные выше сервисы созданы на Google Maps API (правда, Rusavtobus.Ru уже заключил договор с Яндексом). Представителей «отечественных» сортов в моей подборке оказалось всего двое: Kosmosnimki.Ru – любопытный проект по продаже спутниковых фотографий (в пользовательской нарезке), и Geokontakt.Ru – сервис, предлагающий услуги по слежке за выбранными сотовыми телефонами (к сожалению, протестировать последний не удалось).
Итого
Делать выводы, и строить далеко идущие прогнозы на этом материале пока опрометчиво – выборка маловата, да и сервисы в значительной части своей еще не вышли из младенчества. Отмечу лишь одну интересную деталь.
Переход от Слова к Карте в качестве базовой сущности веб-сервиса – это не только новые возможности, это еще и новый, пространственный, стиль мышления. Вся загвоздка в том, что большинство разработчиков мыслят пока списками, таблицами, бизнес-планами… чем угодно, но только не географическими картами. И не фракталами, увы. А значит, еще долго из под модной в будущих сезонах оболочки геосервиса будет торчать хвостик проклятой бумажной крысы. Придавленной томиком Пушкина.