Мобильные бесперспективы
Опубликовано: «Вебпланета»
Автор: Денис Ковалкин
Мобильный Интернет – понятие обширное, включающее в себя широкий спектр устройств и протоколов: от сотовых до ноутбуков, от архаичного WAP до новейшего WiMAX. Но самым массовым мобильным средством доступа, без сомнения, является сотовый телефон, а самыми популярными интернет-приложениями — телефонный браузер и ICQ-клиент. Именно на этом сегменте мобильной Сети я собираюсь потоптаться; ибо все остальные сегодня – явления сугубо нишевые, и погоды у нас не делающие.
Бриллиантовый дым
Разбуди в полночь типичного интернет-аналитика и спроси его о перспективах вышеназванной части мобильного Интернета. В ответ получишь стандартный винегрет из «большого будущего» и «уникальных возможностей». Как лекторы общества «Знание» в не столь давние времена, колесят они с этими прогнозами по страницам онлайн-изданий, обещая сбычу мечт и другие чудеса за наличный расчет.
Лично я впервые услышал «сказочку про мобильный Интернет» лет эдак пять назад, и поначалу очень ей загорелся. Настроил в своем телефончике WAP-доступ, подошел к форточке – там связь получше – и стал дожидаться, когда прольется на мой терминал мобильная интернет-благодать. С тех пор вот и жду. То, что периодически просачивается через склеротичные отечественные каналы связи в мобильный браузер, на благодать совсем не похоже. Так что же, берем лопаты и айда закапывать? Или, может, мобильный Интернет еще оживет?
«Да-да, конечно же оживет!» — воскликнет интернет-аналитик, с опаской косясь на лопаты в наших руках. И в доказательство непременно кивнет на Запад. Дескать, там … А там тоже не все гладко – рынок мобильного контента, к примеру, расти уже не торопится. То ли по причине насыщения, как пишет Broadcast Music, то ли по причине чрезмерной жадности сотовых операторов и контент-провайдеров. Безусловно, все это – временные трудности — ведь согласно опросу лидеров интернет-отрасли, аналитиков и прочих интернет-активистов, проведенных проектом Pew Internet, мобильные устройства станут основным средством доступа к Сети для большинства людей – аж к 2020 году. Чудесный прогноз. Наверное, им тоже показали лопату.
В любом случае – что нам Запад? Граница, отделяющая Россию от этого абстрактного географического понятия, обладает удивительным свойством менять суть вещей и явлений. Золушка, пересекая ее, вполне способна превратиться в императрицу, а роскошная немецкая карета с грядки «Даймлер-Крайслер» — в тыкву, всего за пару лет эксплуатации. И заметьте, безо всякой магии!
Медленно, но дорого
Отечественные сотовые операторы брызжут оптимизмом. По их подсчетам, в 2007 году трафик передачи данных составлял не более 1-2% от общего количества их доходов, а потенциал этой услуги — не менее 15-20%. В Европе уже вообще все 30%. Логика их проста как валенок – раз так, значит наши показатели должны стремиться к западным, это ж очевидно! Тем более, операторы «большой тройки» наконец-то запустили в эксплуатацию EDGE и теперь ждут с нетерпением, когда же пользователи оценят по достоинству это чудо техники и сотнями тысяч повалят в Интернет через открывшиеся шлюзы.
Хочется задать им вопрос: уважаемые операторы, вы сами-то свой EDGE пробовали? У меня попытка побродить в Сети через мобильное соединение живо вызывает в памяти диалап пятилетней давности. Сперва – долгое ожидание коннекта, затем – лениво загружающиеся веб-страницы, и при этом – регулярные обрывы связи. А скорость – ну уж никак не обещанные 200 кбит/с. Иногда мне кажется даже, что диалап был быстрее.
Стоимость такого мобильного удовольствия – отдельная тема. Если называть вещи своими именами: устанавливать цену за мегабайт мобильного трафика в 7-8 рублей, при том что в проводных сетях она меньше минимум на порядок — редкостное жлобство. Да еще и за такой доступ, за который впору доплачивать клиенту. А потом операторы удивляются, что трафик данных в сотовых сетях такой небольшой. Нет, конечно, почту проверить – жаба не задушит, ну, в «аське» еще пообщаться, тем более, «ест» она крохи. Заглянешь через плечо в маршрутке каждому первому в экранчик, а у него там Jimm или Smaper какой. Вообще, программы эти – отличный пример попадания в десятку с мобильными интернет-приложениями, жаль – единственный. По крайней мере, больше ничего навскидку не вспомнить, и в маршрутке не встретить.
Контент и реклама
Собственно, после всего вышеперечисленного можно смело ставить на мобильном Рунете крест. Но предположим ради хохмы, что у операторов «большой тройки» проснулась совесть (или разум), и они опустили интернет-тарифы до приемлемого уровня. Поможет такая мера исправить ситуацию?
Я считаю – вряд ли. Сейчас интернет-ресурсов для мобильных не просто мало – исчезающее мало. В каталоге Яндекса – около 95 000 сайтов, в каталоге Top.eeh.ru, крупнейшем найденном мной каталоге мобильных ресурсов – всего 129. Надеяться, что эта диспропорция выравняется хоть немного — наивно. Особенно если учесть разность технологических уровней. Современные сайты давно живут Ajax’ом, флэш-анимацией и потоковым видео; легко ли будет разработчикам возвращаться в прошлый век жестких ограничений на вес графики и микроскопических дисплейчиков? Здесь оказался бы ко двору опыт разработки мини-сайтов, но в наш век безлимитных тарифов и мега-порталов это далеко не самое популярное направление веб-разработки. Ну а раз нет сайтов – не будет и посетителей, хоть ты тарифы вовсе обнули.
Но может, мобильный сектор Рунета спасет реклама? На маленьком экране телефона баннер в разы заметнее, чем на дисплее обычного ПК. А рекламодатели нынче как никогда заинтересованы в новых клиентах. А возможность заработать, в свою очередь, подстегнет веб-разработчиков? В конце 2007-го в Рунет пришла Nokia со своим специализированным сервисом мобильной рекламы Nokia Ad Service. «Хороший знак!» — скажет оптимист. А пессимист глянет на счетчик посещений российского партнера этого Nokia-сервиса, агентства Mobile Direct, посчитает общее число площадок для размещения, и крепко задумается.
Поселок городского типа
Что же, мобильный Интернет мертв? — спросите вы. Не совсем, ведь есть еще достаточное число крупных игроков: «Яндекс», LiveJournal и другие, для которых присутствие в мобильной Сети – вопрос охвата аудитории. «Вебпланета» подробно писала об их мобильных сервисах. Как же это — любовно окучиваемый пользователь, да без родного блога в каком-нибудь Гадюкино зависнет? А хотя бы и на Садовом, в пробке? Непорядок!
Вот только сервисы эти изначально заточены под нормальный ПК, и в «мыльницу» сотового телефона их без серьезного обрезания не упихаешь. А это, как ни крути, уже эрзац получается – так, перетерпеть, пока под рукой не окажется нормальный комп.
Рискну провести аналогию: если сравнить традиционный Рунет со столицей, то Рунет мобильный при таком раскладе окажется маленьким провинциальным городком. Крупные сетевые конторы, навроде Сбербанка или «Эльдорадо», конечно, откроют там свои филиалы; но жизнь в нем от этого вряд ли приблизится по уровню к столичной. Чем хороша такая аналогия — есть в ней место и для мальчиков с глазами, сияющими бриллиантовым блеском. Они с жаром рисуют вам удивительные перспективы превращения городка в Нью-Васюки, мировую шахматную столицу, но на самом деле просто мечтают получить ваши денежки и тихо улетучиться. Торговля мечтами сегодня не то чтобы особо прибыльный бизнес, но на жизнь хватает.
Ложка меда в бочке дегтя
Сказанное выше, однако, не означает, будто у мобильного Рунета перспектив нет вовсе. Основное достоинство – возможность доступа к нему практически из любой точки, в любой ситуации – оспаривать глупо. Весь вопрос в том, как правильно на этом сыграть?
Мобильную аудиторию условно можно разбить на две неравные части. Большая часть уткнулась носом в свой сотовый, чтобы убить время. Jimm, мобильные версии LovePlanet и LiveJournal — для них. Но есть еще и меньшая часть, которая любит тратить свое время более-менее осмысленно и с толком. И вот тут на горизонте появляются варианты действительно интересных мобильных веб-сервисов.
Например «Вести» запустили проект «Мобильный Репортер». Любой, ставший очевидцем интересного события, может запечатлеть его на камеру и отправить в редакцию прямо с телефона, получив свои «пятнадцать минут славы». Идея, согласитесь, богатая – превратить в своих репортеров простых владельцев мобильных. Лично мне всегда была интересна область «новостей снизу», непосредственно от очевидцев; так что искренне надеюсь, что проект выживет. Но пока что большим объемом новостей он похвастаться не может. Возможно, редакции «МР» стоило бы установить гонорар для тех, чьи репортажи проходят сито отбора и выкладываются на сайт? И, например, перечислять его на счет приславшего абонента? На Западе так уже делают — например, Yahoo и Reuters.
Еще одно интересное приложение мобильного Интернета – смарт-мобы, они же летучие сообщества — маленькие, быстро организуемые группы людей с целями, чуть более продуктивными, чем напугать охрану торгового комплекса внезапными аплодисментами. Мобильный интернет-сервис для них – самый подходящий вариант в плане оперативной и устойчивой связи. Собраться вечером в любимом кафе или организовать поход в кино, договориться о воскресной поездке по магазинам или найти попутчика – все это лишь малая толика вариантов использования такого сервиса. Он мог бы сэкономить немало времени и денег, уходящих обычно на обзвон всех участвующих и согласование их позиций. К сожалению, отечественный Catchup.Ru, предлагавший мобильный клиент, так и не вышел на орбиту. Светлая память первопроходцам; надеюсь, у них найдутся последователи.
Подводя итоги, скажу: мобильный Интернет может оказаться крайне перспективным инструментом для тех, кто живет реальной жизнью. Сложность лишь в том, что последних никак не назовешь массовой аудиторией.