Низколетящие сообщества
Автор: Денис Ковалкин
Опубликовано: «Вебпланета»
Что такое летучее сообщество? Если коротко и не совсем точно — это флэш-моб, подчиненный практической цели. Если чуть подлиннее – это группа людей, объединившихся вокруг общей задачи, решение которой «коллективно» гораздо проще, чем в одиночку. Как только задача решена, необходимость в объединении отпадает. Подробнее о летучих сообществах «Вебпланета» рассказывала два года назад. Что изменилось с тех пор?
Нельзя сказать, что летучее сообщество (оно же, для любителей англицизмов – смарт-моб) для нас является чем-то необычным. Просто вы могли раньше не встречать этот термин. А в самих смарт-мобах вы, несомненно, участвовали, и не один раз. Загибаем пальцы: воскресный поход в кино веселой компанией, с обязательным спором на тему, на что именно идем и во сколько. Поездка в «МЕТРО» («АШАН» и т.д.) шумною толпою, с благим намерением сэкономить время и деньги. Поход в выходные с друзьями на пляж. Все это примеры смарт-мобов. В общем, если забыть про звучные термины, окажется, что тема эта знакома нам с самого детства.
Тема летучих сообществ столь же обширна, как и сферы их возможного применения. Но нынешний традиционный «птичий грипп», носящий далекое от медицины название «мировой финансовый кризис», делает наиболее актуальными те смарт-мобы, которые дают возможность сэкономить в это непростое время. И в первую очередь это касается совместных закупок, позволяющих приобретать товар по оптовым ценам, или просто со значительными скидками.
Покупаем вместе
Первопроходцами тут можно считать форумы совместных закупок сообществ Eva.Ru, 7ya.Ru и других, посвященных беременности, родам и воспитанию малышей. Ничего удивительного, учитывая, сколько средств съедает этот непростой период. Тут даже не самый бедный человек задумается о том, как бы сэкономить. За прошедшие годы подобные форумы не только доказали свою полезность, но и отточили на практике механизмы взаимодействия покупателей и организаторов. Попутно они наглядно показали, что для организации закупки самого обычного форума вполне достаточно, было бы желание. Хотя специализированный сервис, конечно же, не помешал бы.
Форумы, посвященные товарам для детей и мам – абсолютные лидеры по количеству среди сайтов совместных закупок. «Универсальных» закупочных форумов значительно меньше. Из рабочих ресурсов можно упомянуть разве что SPTovarov.Ru и владивостокский 100sp.Ru. Похоже, женщины лучше чувствуют те возможности, которые предлагает Интернет.
Казалось бы, тема совместных закупок не могла обойти стороной современные блогосервисы. Однако поиск по LiveJournal и LiveInternet дает лишь пару-тройку живых блогов, посвященных все тем же товарам для малышей и мам. Хотя, если подумать, в этом нет ничего удивительного. Вид Homo Sapiens в процессе эволюции раскололся на два независимых подвида: человек разумный говорящий и человек разумный делающий. Блоги – священная земля первого подвида, представителям второго там, по большому счету, делать нечего. Ну, конечно, и сам формат блога для организации закупок подходит меньше, нежели форум.
Впрочем, форум, как инструмент, тоже далек от идеала. Как минимум, для эффективной организации закупок ему не помешали бы: расширенные функции для работы с группами (создание, добавление участников, внутригрупповые рассылки-оповещения, регулирование степени закрытости группы и т.д.), календарь событий-закупок, карта с возможностью проставления меток и маршрутов, список участников закупки вместе с объемами и параметрами заказа, место для хранения прайс-листов, фотографий и прочих полезных файлов.
Потребность в специализированных сайтах совместных закупок достаточно очевидна, и идея создать подобный сервис периодически приходит в голову веб-разработчикам. За примерами не надо далеко ходить: вот, например, только что вылупившиеся Zakupator.Ru и Skinemsya.Ru, или зависший в стадии бета-теста Vigodnee.Ru. Однако нельзя сказать, что эти сервисы предлагают любителям сэкономить какой-то новый уровень удобства по сравнению с традиционными форумами закупок. А в отсутствие сложившегося интернет-сообщества, на которое можно опереться, шанс взлететь у таких сервисов существует лишь при хорошем рекламном наддуве. Вряд ли поможет даже возросший интерес к этой теме со стороны пользователей.
Едем вместе
Но не закупками едиными жив человек. Значительной части нас приходится подниматься в несусветную рань пять дней из семи и тратить час-полтора, чтобы добраться до работы. Странно, если бы не нашлось желающих на этом сэкономить: деньги, время или нервы. Они и находятся; скажем, на сайте Довезу!Ру.
Существующий уже более четырех лет сервис отличает простота и функциональность, в его дежурном меню: поиск попутчика (водителя или пассажира), поиск таксиста, возможность оставить объявление (о поиске попутчика, такси, продаже авто) или отзыв об автомобиле. В общем-то, все. В те времена, когда создавался этот сайт, два-нольная пестрота была не в моде. Основная его отличительная особенность – здесь действительно можно найти попутчика, или таксиста-частника.
Оценивая Довезу!Ру с точки зрения удобства для формирования летучих сообществ, приходится признать – удобствами здесь и не пахнет. И дело не только в отсутствии перечисленных выше инструментов разряда «хорошо бы». Существующий на сервисе канал связи – личные сообщения — задумывался для общения двух человек (один водитель — один пассажир); стоит ли напоминать, что обычно в машине с комфортом умещаются четверо?
В противоположность Довезу!Ру, сервис Попутчик.Ру предлагает для розыска спутников использовать самый обыкновенный форум, без специального поиска и прочих дополнительных удобств. В общем, каменный век, зато посещаемость у ресурса порядка двух тысяч посетителей в день. А значит, здесь действительно можно найти что-нибудь стоящее. В ассортименте, кроме поиска попутчиков по городу, поиск спутников в тур (у Довезу!Ру этим занимается брат-близнец Махнём!Ру) и просто соратников для интересного отдыха.
Я и рад бы привести в качестве примера еще какие-нибудь сервисы, да больше как-то нечего. Ничего странного в этом нет, до недавнего времени тема экономии у нас вообще не пользовалась особой популярностью. К тому же, стоит учесть, что большинство приобретает машину, чтобы наслаждаться одиночеством во время поездки; какие уж тут попутчики! Разве что совсем припрет. Впрочем, говорят, в Москве уже встречали таксующих на «Кайенах» менеджеров …
Живем вместе
Впрочем, на попутчиках много не сэкономишь. Гораздо более интересная в этом плане тема – поиск соседа по квартире/комнате. Московские цены на аренду жилья всегда были высоки до неприличия, а в последние годы – и еще выше. Для многих вариант совместного съема — единственная возможность платить за квартиру. Ставки выше — интерес больше, а вот интернет-сервисов — почти столько же. Соседи.Живем!Ru, Flatmates.ru и, на десерт, ЖЖ-сообщество msk_neighbors — вот что остается в сухом остатке, если отбросить мертвые и полудохлые ресурсы.
Соседи.Живем!Ру почти ничем не отличаются от однояйцевых близнецов Махнем.Ру и Довезу.Ру. Простая, но функциональная форма поиска соседа, возможность подачи объявления о поиске и блог, чтобы поделиться наболевшим; никаких излишеств, зато достаточно много объявлений. Общение организуется посредством прямых сообщений от пользователя к пользователю. Дополняет сайт параллельный сервис Дом.Живём!Ру, с предложениями об аренде и продаже всевозможной недвижимости, среди которых есть и пункт «Аренда от хозяев».
Flatmates.ru, впрочем, тоже не балует посетителя обилием возможностей. В списке городов присутствуют Лондон, Париж, Берлин, но нет возможности поиска предложений по районам и станциям метро. Из коммуникационных возможностей – только личные сообщения, как и на «Соседях». Зато есть форма расширенного поиска, в которой можно указать массу требований к будущему соседу, от курения до увлечения музыкой определенного направления, а затем закономерно получить кукиш в результатах поиска. Создателям на заметку – неплохо было бы в графе интересов выбирать не только те, которые тобой приветствуются, но и те, анкеты с которыми стоит отбраковывать. Может быть, я не хочу жить рядом с шахматистом, потому что стук фигур по ночам мешает мне уснуть?
Впрочем, черт с ним, с шахматистом. Пусть себе стучит. Мне любопытно вот что: неужели разработчики всех этих сервисов не знают других схем коммуникации, кроме «точка»-«точка»? А если соседей нужно больше одного, а претендентов на это место – вообще с полдюжины? А если я хочу найти себе пару ищущих угол единомышленников, прояснить привычки, оговорить обязанности, а уже потом вместе отправляться на поиски подходящей жилплощади? Прикажете перекидываться личными сообщениями со всеми заинтересованными, по нескольку раз дублируя одно и тоже?
Пора уже, в самом деле, отказываться от навязшего в зубах шаблона «сайт бесплатных объявлений». Утилитаризм, скупость в нем – прямой потомок ограничений газетной полосы, с ее жестко заданной площадью и невозможностью развернуть обсуждение под понравившимся пунктом. Свободный и удобный обмен информацией – ключевой пункт любого летучего сообщества, да вообще любой сетевой структуры, в которой собирается больше двух человек. И экономить на этом пункте не следует.
Стоит упомянуть еще один любопытный проект – Вписка.Ру, позволяющий, по замыслу создателей, найти в другом городе крышу над головой на несколько дней. Сервис стартовал больше года назад, но до сих пор редкие посетители с удивлением рассматривают здесь пустые анкеты, а ведь тема по-настоящему любопытная! Гости получают возможность сэкономить на гостиницах, хозяева – новые знакомства и приятную компанию. Однако Вписка.Ру до сих пор болеет, как неудачно привитый черенок, не желая цвести и пахнуть. И рекламные инъекции ей не помогают. Странно? На самом деле — ничуть.
Ждем вместе?
По Фукуяме, любое общество характеризуется уровнем доверия в нем среди отдельных членов. В Англии, США, Японии доверие между отдельными людьми достаточно велико вне зависимости от степени родства. Иными словами, люди там ожидают от соотечественников соблюдения определенных этических норм, правил, и, что любопытно, эти ожидания часто оправдываются. Это способствует расцвету сервисов для поиска тех же самых попутчиков; люди верят, что найденный по объявлению человек не обманет, расплачиваясь, и не испортит поездку своим поведением. Противоположность – Италия, где соотечественнику верят гораздо меньше, зато семья, родственные узы – это святое. Мафию помните? Вот-вот.
В России, если верить Сергею Переслегину, действует третья форма доверия. Посторонним соотечественникам мы не верим ни на грош (и они отвечают нам тем же), в семье … тут уж как кому повезет, но уж ставить семейные узы превыше всего остального – точно не про нас. С интересом посмотрим при случае про это в кино, про итальянцев, например, или про китайцев (семейная честь, вендетта, родинки … пардон, кажется это в Индии).
Но почти у каждого из нас есть такая группа людей, которые дороже и ближе всех прочих. Иногда в нее попадают и родственники, всегда – друзья, регулярно – сослуживцы или однокашники; единого критерия нет. И именно с этой группой мы предпочитаем жить, радоваться, делать дела и отдыхать. Побольше, чем семья, поменьше, чем колхоз – обычно в ней человек 10…20 — такая группа называется «доменом» (не путать с веб-адресами).
В границах своего домена мы доверяем почти полностью. Сброситься на оптовую партию товара, или одолжить денег в долг, пригласить на вечеринку, или пустить пожить на пару недель – это для нас совершенно естественно, и даже более того — норма. Почти все летучие сообщества, которые мы создаем без помощи интернет-технологий, организуются в пределах родного домена. И наивно ждать, что познакомившись по Сети с новыми людьми, мы тут же воспылаем к ним аналогичным доверием и начнем строить общие планы.
Хорошо, когда сервис летучих сообществ формируется на базе уже существующих конференций, форумов, блог-сообществ – длительное общение и общие интересы повышают доверие друг к другу. Но пока что вновь создаваемые сервисы сугубо утилитарны, и предлагают возможностей для общения меньше, чем стандартные форумы или блоги. Это плохо, и в первую очередь, для самих сервисов.
Я полагаю, идеальный сервис для организации летучих сообществ должен не просто учитывать существующую доменную структуру – он должен полностью на ней строиться. В первую очередь нужна возможность создания приватного пространства домена, территории, на которую имеют доступ только свои. И уже для них там, внутри – приватный форум, внутренний календарь, экстренная рассылка, файлохранилище и т.д. А уже во вторую очередь – организация внешних связей домена, по желанию тех, кто в нем обитает. Хотите, настраиваете степень доступности вашего пространства для внешнего мира. Хотите, вас вообще никто посторонний не отыщет. Концепция граната – все зернышки под одной кожурой, но каждое – само по себе.
Вот только стоит ли дожидаться, пока придет некто в белом, и аккуратно реализует все то, о чем я написал? Пока мы в кухонных разговорах полощем языками о своей особости, а на работе слепо копипастим западные схемы, уподобляясь дикарям с Новой Гвинеи, ждать появления подобного сервиса бессмысленно. Тем более, когда вокруг существует столько бесплатных сервисов – берите, адаптируйте, пользуйтесь!
На сайте Aroundme.Ru есть возможность создания собственных карт. Вы размечаете гуглевскую основу метками ваших событий, мест, мероприятий, устанавливаете круг доступа к этой карте, обсуждаете события в прилагающемся к карте приватном блоге. Не хватает календаря, файлохранилища, но в целом это довольно удобное место для личного сервиса летучих сообществ.
Сервис Google.Groups не имеет, увы, прямой связи с Google.Maps, зато у него масса других достоинств: настройка уровня приватности группы, форум, рассылка для участников, файлохранилище и возможность создания групповых веб-страниц.
Это — лишь отдельные примеры, подходящих сервисов сейчас гораздо больше, чем нужно для простого разнообразия. Остается сущая мелочь – выбрать что-нибудь одно, и перетащить на этот сервис своих друзей. Самое главное, чтобы у вас нашлось, что размещать на его страницах.