Сделай сам!
Автор: Денис Ковалкин
Опубликовано: «Вебпланета»
Помню, в детстве «Сделай сам» был настоящим культом. Он легко захватывал экранное время на телевидении, оккупировал целые журналы, тихой сапой просачивался в виде рубрик даже в крайне серьезные ежемесячники, вроде «Науки и жизни».
Помню дымок канифоли, курящийся над домашним техноалтарем, и священные тексты инструкций по сборке. Но когда дым улетучивался в форточку, а обрезки проводов и сожженные детали сметались в ведро, оставшееся на столе в большинстве случаев могло ловить радиопередачи. Или мигать лампочками в нужном порядке. Это я, конечно, не в упрек прочим религиям.
Но времена и нравы с тех пор успели кардинально поменяться. И сегодня, взяв вместо «свет-мой-зеркальца» Сеть, зеркало, конечно, кривое, но местами вполне волшебное, интересно будет проследить – а какое место парадигма «Сделай сам» занимает в нашей жизни сейчас?
Здесь могла бы быть ваша реклама
Запустив поиск по заветным словам, первым делом отмечаешь обилие сайтов, созданных только ради того, чтобы по-быстрому срубить копеечку. В их основе – какое-то количество натасканного с Сети по нитке материала, по большей части — статей из доледниковых журналов и книг, хотя попадаются и более свежие источники. Эту груду опавших листьев дополняют до полноценной мусорной кучи обёртки баннеров и фантики Яндекс.Директа с Бегуном. В целом становится очень похоже на классический сайт-для-взрослых, только без голых баб и всплывающих окошек. Наверное, на таких «веб-проектах» зарабатывают те разработчики, которым мама запрещает заниматься честной порнухой.
Тем отраднее, что в некоторых случаях разум все же одерживает победу над жадностью. Самый заметный пример этому в области «Сделай cам» — Skillopedia.Ru. Приятно, когда люди осознают – прежде чем начинать грести деньги садовым инвентарем, стоит для начала создать что-нибудь нужное и интересное. В данном случае – вполне рабочий два-нольный сервис для публикации уроков по самой различной тематике; как в виде «текст+фото», так и нормального потокового видео.
Конечно, если подходить к понятиям строго, «Скиллопедия» выламывается далеко за рамки «Сделай cам» в его традиционном понимании; тут, кроме электротехники и рукоделия, найдутся и вождение автомобиля, и танцы, и … . Наверное, можно назвать этот проект попыткой создать глобальную копилку прикладных знаний, безотносительно того, к какой области эти знания принадлежат. С точки зрения разработчиков – обобщение вполне рационально, и благородная сумасшедшинка уже по умолчанию включена в меню. А с точки зрения обычных пользователей?
Два-нольных конкурентов у «Скиллопедии» в Рунете не заметно, разве что недавно оставшийся без финансирования Sowetu.Ru. Но последний и при жизни не дотягивал до уровня «Скиллопедии». Зато живут и здравствуют сайты-копилки полезной информации Mirsovetov.Ru и Isovet.Ru, построенные по классической схеме — с редакцией, обрабатывающей все входящие материалы. Кстати, автору принятого текста здесь полагается небольшое вознаграждение (от 5$ до 15$ на первом, и от 5$ до 10$ на втором). На этом заметные коммерческие проекты в Рунете, увы, иссякают. Негусто, не правда ли? Можно было бы упомянуть еще с полдюжины полумертвых, мертвых и мертворожденных сайтов – но стоит?
Vox populi
Противоположность коммерческим ресурсам представляют некоммерческие сообщества «самоделкиных». От меркантильных «коллег» их сайты отличает, прежде всего, достаточно узкая специализация. «Вебпланета» уже писала о том, что для действующего сообщества коммуникационный идол должен быть достаточно конкретен – и вот он, хороший пример. Есть живые сообщества, объединенные темой шитья и вязания, или сообщества любителей возиться с бытовой техникой. Но единственный найденный в этом секторе два-нольный сервис с претензией на глобальность охвата еле жив, а единственное аналогичное ЖЖ-сообщество «Мастер-класс» сильно уступает в популярности более «остро заточенным» коллегам.
Полезно, кстати, оценить примерный ассортимент ЖЖ-сообществ по теме «Сделай сам», чтобы представить основные потребности «самоделкиных». Примерно половина сообществ посвящена актуальной проблеме продажи бус, браслетиков, сережек (так и хочется добавить – зеркалец и табака), а также прочего самодельного барахла населению. Другая половина – непосредственно сообщества единомышленников, посвященные той или иной конкретной теме. Здесь общаются, задают вопросы, делятся опытом и хвастаются достижениями. В основном, кстати, последнее — формат блога для конструктивного общения подходит мало. И лишь одно сообщество, упомянутый выше «Мастер-класс», представляет собой попытку создания глобальной копилки знаний по теме «Cделай сам» на совершенно не подходящем для этого движке.
Вот вам и глас народа. Народ желает общаться с единомышленниками, торговать, если есть чем, и со скепсисом смотрит на всякие «универсальные» ресурсы и «глобальные» энциклопедии. Меж тем, именно их раз за разом и пытаются ему предложить отечественные бизнесмены от повсеместно протянутой паутины. Но вот только не надо считать их идиотами – у них просто свои резоны. Ведь если обычно универсальность означает больший охват и больший доход; то в приложении к теме «сделай сам» — это просто возможность выжить.
А как у них?
Я уже обращал ваше внимание на то, что сайты по теме «Сделай сам» в Рунете удивительно малочисленны? По количеству и популярности их не сравнить с теми же «социалками», или даже с сайтами любителей экстрима. Можно было бы посетовать на общую неразвитость Рунета, если бы не одно «но» – в англоязычном секторе подобных сайтов немногим больше.
Да, там есть дванольные Instructables, HowToDoThings и Ehow. Есть Makezine и Craftzine, платящие авторам за присланные материалы подобно Mirsovetov.Ru. Есть очень любопытная попытка создания некоммерческой видеопедии 5min (ролик по любой тематике должен быть длиной не более пяти минут) и сугубо профессиональный Expertvillage, создатели которого считают два-нольный подход профанацией, и предлагают видео-советы только от признанных мастеров в той или иной области. Еще есть сообщества на базе форумов типа Craftster, но их тоже не так уж и много.
Ну и конечно, есть проекты с выходом в реал, к заветному дымку канифоли — движение HackerSpaces. Но до этого доходят лишь самые махровые гики, коих немного. И опять же, довольно узкая специализация.
И, собственно, все.
Причины немногочисленности ясны. «Самоделкины» в сегодняшнем мире – маленькое нишевое сообщество любителей странного, вроде приверженцев сыроедения или охотников за летающей посудой. Двадцать первый век, между прочим, на дворе — общество победившего потребления. Все победившего, включая здравый смысл. А тут какие-то странные люди желают что-то сами, своими руками … а может даже ногами? Зуд в конечностях? Ну, так нате вам специальные наборы для сборки – такое вот «ЛЕГО» для взрослых. Прекрасно унимают желание сделать что-нибудь самому, направляя его в общественно безопасное русло. Заодно создает много новых рабочих мест. Что? Не хотите из наборчика? А может, вас пора лечить?
И что остается веб-разработчикам при таком раскладе? Во-первых, сразу забыть про нишевые ресурсы, вроде «только для любителей электротехники», или «только для любителей вышивания крестиком». «Самоделкины» сами по себе такая ниша, что глубже уже некуда. Дробить ее – своими руками зарубить надежды на хорошую посещаемость. А во-вторых, попробовать абстрагироваться от традиционного прочтения понятия «сделай сам», взглянуть на эту тему шире, как на проблему практических знаний и навыков в целом. Что разработчики, в принципе, и делают, объединяя под одной крышей такие, казалось бы, разные направления, как ремонт бытовой техники, обучение вождению и уроки танцев. Меж тем, все логично. Любой нормальный сайт на тему «сделай сам» неявно подразумевает «научись сам, с нашей помощью», ну а здесь последнее просто достали из тени, превратив в полноправную доминанту ресурса.
Погода на завтра
Но сохранится ли описанная ситуация в ближайшем будущем? Сегодня многие ждут, что разразившийся финансовый кризис серьезно изменит мир. Некоторые, что поглазастее, даже видят в текущих неурядицах закат эпохи потребления, и восход чего-то нового и дивного. Не будем размазывать манную кашу по кофейной гуще, попробуем ответить на практический вопрос – как изменится веб-сектор «самоделкиных» в свете новых реалий?
Существует довольно распространенная точка зрения, что нынешняя ориентация на всеобщую экономию сделает эти ресурсы намного более популярными. Дескать, люди, которые теперь считают каждую копеечку, скоро вспомнят, зачем им даны руки, и стройными рядами потянутся туда, где объясняют, что этими руками делать. Так считает, например, футуролог Брюс Стерлинг.
Но что-то мешает поверить в эту идиллию. Наверное, то, что люди крайне неохотно изменяют своим привычкам. Патентованному потребителю с отощавшим карманом не нужны сайты «сделай сам». Ему нужны специальные, «антикризисные» веб-ресурсы, где патентованные специалисты будут снимать ему стресс патентованными советами, и попутно рассказывать, как за меньшие деньги получить не меньшее удовольствие. Своеобразная «Нью-Молоховец»: «Если у вас кончилась семга, а денег на нее больше нет, пошлите жену в супермаркет за банкой кильки … »
Идея потребительского отношения к жизни крепко укоренилась в сознании большинства, и противостоять ей может лишь не менее сильная идея при условии грамотной пропаганды. Государственную пропаганду, как это было в Советском Союзе, можно исключить по определению, мало какое государство рискнет продвигать в массы идею «сделай сам», когда потребление и так на ладан дышит. Ну, и что остается при таком раскладе?
Эра самоучек
Как это ни странно, идея, способная поспорить с кличем «Потребляй!», все же есть. Я говорю о парадигме «самоучки», в которую мутирует старый принцип «Сделай сам» с легкой руки Instructables и Skillopedia. Сама идея, что ты можешь в любой момент отыскать наглядное, сугубо практическое, пособие по интересующей теме – мощный рычаг, способный перевернуть сознание сильнее, чем в свое время – появление удобных поисковых систем. Научиться именно тому, что требуется в данный момент, без преподавателей и репетиторов, без учебников и прочей дорогостоящей атрибутики, по старому как мир принципу «делай как я». Научиться, чтобы тут же применить на практике. А роль пропаганды вполне сыграет сарафанное радио, и не менее эффективно, чем традиционная пропаганда.
Да, сейчас «самоучка» звучит у нас как оскорбление. Вероятно, потому, что мы живем в обществе побеждающего профессионализма. На каждый чих у нас найдется своя специальность, своя лицензия, свой сертификат. Например, в отдельных странах победившей демократии на тебя подадут в суд, если попробуешь оказать первую помощь, не имея на руках соответствующей лицензии. Бред? Нет, наше возможное будущее, и не сказать, что далекое.
Так что, выбирая между миром, в котором бьют по рукам, как только высовываешься за границы профильного образования, и миром самоучек с заклеенными пластырем пальцами, я все же предпочту последний.