Web@mosaic

блог о Web 2.0 и не только

Правнуки лейтенанта Шмидта

Июнь 30th, 2009 by admin

Автор: Денис Ковалкин

Опубликовано: “Вебпланета”

Люди любят истории про мошенников и хитрецов. Это прекрасно знал еще Гомер, стяжав три тысячи лет славы; себе и своему неуемному итакийскому монарху. Это хорошо знают в Голливуде, разбавляя ряды рыцарей без-страха-и-осечки и героев-любовников обаятельными ворами и пронырливыми аферистами. Наверное, об этом слышали и в отечественных редакциях, раз тема интернет-мошенников во многих изданиях стала «дежурным блюдом». Только вот бессмертная слава данным конкретным преемникам Сони-Золотой-Ручки не грозит. Разве что появятся новые Ильф с Петровым, и запечатлеют эту братию в очередном бессмертном романе. Слишком уж скучны и незамысловаты сами по себе их подвиги. Но впрочем, судите сами.

Кустари-одиночки

Вот, скажем, представители второй волны “золотых кошельков“. “Дорогой друг! Тебя, наверное, уже разводили, предлагая удвоить свою денежку, послав ее на “волшебный” кошелек №-такой-то. И конечно же, ты ничего не получал обратно. Так вот, мы выяснили, что суммы свыше десяти баксов этот кошелек присваивает, а суммы от 1-го до 3-х – удваивает и возвращает! Присоединяйся! Разорим мошенников!”

Интересно, много ли найдется желающих наступить на те же грабли повторно? К тому же, налицо серьезный просчет в психологии; граждане, готовые наживаться на удвоении ТАКИХ сумм, сами давно уже влились в ряды подобных незадачливых мошенников.

Или – “работодатели”, в поте лица продолжающие искать “удаленных сотрудников”. “Здравствуйте! В связи с увеличением объемов заказов (приходом на новый рынок, похоронами тещи директора) мы ищем удаленных сотрудников для набора отсканированного текста (перевода с украинского на русский, околачивания груш) … Для получения инструкций (оформления персонального сертификата, оплаты CD-диска) вышлите на кошелек №-такой-то 5-10-35 WMZ.”

Ищущему приработок человеку такое предложение казалось бы интересным, когда б не сам текст этих “писем счастья”, выдающий неполное среднее образование автора. Впрочем, эволюция видна и здесь. Узнали широкие массы о неких «фрилансерах», которые в интернете денежку заколачивают; а вот уже и разводка на эту тему готова – станьте фрилансерами, и ни в чем себе не отказывайте!

Или – “самородки”, взламывающие аккаунты в “социалках”, и рассылающие френдам сообщения типа: “Проголосуй за меня в конкурсе (помоги выиграть компьютер), отправь СМС на этот короткий номер. Стоимость СМС – 2 рубля (10 рублей, 20-рублей-при-встрече-отдам!)” Ну, здесь и комментировать не хочется.

Своеобразную кунсткамеру со свежими экземплярами подобных мошенников можно найти на форуме homeidea.ru. Но не ждите многого от визита в этот музей. В подавляющем большинстве баночек с заспиртованными экспонатами вас будет встречать скудость фантазии, приправленная столь же скудной выручкой. Пара великовозрастных балбесов, трясущих малолеток в подворотне на предмет карманных денег, насшибают за вечер едва ли не больше, чем эти пасынки прогресса.

Редко-редко встречаются нетривиальные схемы. Например, предложение купить перечень “дыр” в онлайн-казино, гарантирующих выигрыш. Ее распространитель не просит вас немедленно покупать весь список за солидные деньги; он предлагает для начала опробовать пару бесплатных советов, и уж потом принимать решение.
Какой честный человек! Но в чем же здесь подвох? Все просто. “Продавец удачи” заключил партнерский договор с казино; и теперь ему причитается определенный процент с проигранной каждым новым клиентом суммы. Ну, а если вам повезет – а возможно и такое – тоже неплохо, он заработает на продаже вам “всего списка”.

Но такие, более-менее изящные, схемы все же редкость на общем фоне. Подавляющее большинство публикаций в Сети посвящено примитивным вариантам обмана, рассчитанным на новичков и чересчур доверчивых людей. Означает ли это, что интернет-мошенничество – такая специальная ниша для жадных и не слишком умных граждан, которым нельзя рассчитывать на серьезный куш? Вовсе нет. Просто мы, вслед за прессой, смотрим не туда.

Десять старушек – рупь!

Обычный пользователь в Сети немногим богаче второклашки. Несколько сотен на счету телефона, случайные копейки на интернет-кошельках; все остальные богатства – в оффлайне, и заставить его поделиться ими почти нереально. Хотя бы и в виду банальной лени; это ж надо поднять свою пятую точку с дивана, добежать до терминала, а он, гадина, еще и проценты слупит …

Простейший способ обойти такое “системное ограничение” – грамотная автоматизация процесса облапошивания. К примеру, есть у нас несколько взломанных аккаунтов в какой-нибудь социалке. Скармливаем их боту – пусть тот рассылает половине списка френдов приглашения на фишинг-странички, ворующие логины-пароли, а другой половине – просьбы послать СМС на короткий номер. Полученные от первой группы данные бот добавляет к базе “клиентов”, и пашет себе дальше, пока простаки не перестанут ловиться. А хозяин бота подсчитывает гонорары и придумывает тексты для новых разводок.

Но такой механистичный подход претит истинному мастеру. Если объем кошелька у каждого пользователя невелик, значит … значит надо сделать так, чтобы, обманутый, он пришел снова, да еще и друзей с собой привел. Скажете, невозможно?

Джентльмены удачи

Если вы подумали, что сейчас будет о пирамидах, можете забыть это обратно. Современные строители пирамид не выделяются ничем на общем фоне прочих интернет-мошенников. Их схемы настолько скучны, что могут заставить раскошелиться лишь человека, проведшего в анабиозе веселые 90-е. И не слишком удачно размороженного.

Меж тем, примеры лежат под ногами. Взять интернет-казино. Если уж в традиционном игорном доме система выстроена так, чтобы игроки обогащали заведение (а не наоборот), то чего уж говорить о его электронном аналоге? Будьте спокойны, шансы здесь подправлены, как надо, особенно для крупных выигрышей. Но ведь и приходят, и тратят свои кровные, и проигрываются, и возвращаются снова.

Но казино – это нишевой продукт. Вроде бы, лишь десяти процентам граждан такой азарт парализует здравый смысл и жадность – а прочие равнодушно обходят стороной одноруких бандитов, рулетку, Блэк Джек и прочее.

Более любопытный пример – скандинавские аукционы. Если коротко – это аукционы с минимальной начальной ценой и фиксированным шагом ее увеличения. Например – в 25 копеек. Правда, чтобы поднять текущую цену товара на эту сумму, придется заплатить организаторам аукциона 6-7 рублей, отправив СМС или заплатив из своего электронного кошелька. После каждого подъема цены начинает тикать таймер. Если повышений больше нет, счастливчик, сделавший последнее, получает лот, зачастую намного дешевле его реальной стоимости.

Разумеется, не забудем о сумме заплаченных им и другими участниками взносов за право поднять цену. Как показывает простой расчет, эта сумма с лихвой перекрывает стоимость продаваемого товара. Резонный вопрос – что если время истекает, а участники аукциона еще не окупили свой приз? Можно снять с продажи лот, можно продлить время – но все это вызовет естественное возмущение играющих. Вот тут и начинается мошенничество: в дело вступают подставные фигуры, повышающие ставки до тех пор, пока лот не заработает для фирмы достаточно.

И в принципе, для постоянных участников скандинавских аукционов это не секрет. Листая форумы, я встречал довольно прозрачные намеки администрации ресурсов в ответ на вопросы о подобной практике: “Вы же понимаете, мы не можем работать себе в убыток!” Тем не менее, люди все равно приходят и участвуют. Дело не только в шансе купить что-либо по минимальной цене. Дело в соревновании, в азарте, который сопровождает эту смесь аукциона и лотереи. Вероятно, это окупает в глазах игроков потраченные ставки с лихвой.

Высшая лига

Любопытно, как принцип “Заставь посетителя придти к тебе снова!” меняет саму суть сервисов по отъему денег у доверчивых граждан. Из топорных подделок они мутируют во вполне респектабельные веб-ресурсы, мало чем отличающиеся от “честных” сайтов. А с учетом того, что эти “честные” сами не брезгуют мошенничеством и жульническими приемчиками, разницы и вовсе никакой. Две кривых, с разных сторон стремящиеся к асимптоте с надписью “Просто бизнес, ничего личного!”

Единственное, что отличает интернет-мошенничество такого уровня от обычного стартапа – тщательно проработанная бизнес-модель. По традиции, мошенники не слишком рассчитывают на инвесторов, предпочитая не делиться ни с кем планами и прибылью. Впрочем, иногда последователи товарища Бендера (того, который не робот) выбирают противоположную стратегию.

Решать задачу ограниченности в средствах отдельно взятого пользователя можно и с другой стороны. А именно – отказавшись от идеи его разводки в принципе. Зачем заниматься окучиванием масс, дожидаясь, пока они понесут тебе зажатые в потных кулачонках сотки и полусотенные, когда буквально рядом стоит, и со значением поглядывает на твой проект тот, у кого действительно есть деньги – инвестор. Как вы считаете, что проще: бороться за посетителей, улучшать сервис, обеспечивать доходность … или создать лишь видимость для плохо разбирающегося в “тырнетах” дяди с тугим кошельком? Правильный ответ – кому как. Кому-то проще работать с цифрами и схемами, кому-то – с людьми.

Конечно, про мошенничества такого уровня уже не пишут таблоиды. Какой компании захочется признаваться в том, что их развели как детишек? Не говоря уже о косвенных убытках такой антирекламы и неизбежных оргвыводах для всех причастных. Какому хитрецу захочется похвастаться, с перспективой получить тазик с цементом в дополнение к гонорару? Разве что, перебирая старые новости о громких продажах стартапов, как-то незаметно потом пропавших с горизонта, иногда ощущаешь легкий аромат аферы. Но к делу запах, конечно, не подошьешь.

This entry was posted on Вторник, Июнь 30th, 2009 at 11:11 дп and is filed under Интернет, Разное. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.